КАРМА - Страница 4

В базовом тексте джайнизма «Таттвартхадхигама-сутры» Умасвати карма рассматривается не только как закон воздаяния, но и как определённое тонкое вещество, составляющее одно из субтильных тел души-дживы. Новые кармы присоединяются к этому безначальному тонкому кармическому телу вследствие омрачённости (результат активности) души, благодаря которой формируются её модификации-асравы – каналы «втекания» в неё кармы. Асравы являются одновременно источниками и результатами кармы. Несмотря на то что джайны различали наряду с неблагими также и благие кармы (обусловливают удовольствия, праведность, мужской пол следующего воплощения и т.д.), в конечном счёте, все они являются загрязнителями и исказителями сущностных атрибутов души – бесконечного знания, блаженства и могущества. Умасвати и его комментаторы классифицировали кармы по их «природе» и насчитывали восемь основных видов со множеством разновидностей: пять препятствуют познанию; девять препятствуют правильному воззрению; две определяют эмоциональность (приятные и неприятные состояния); 28 затмевают воззрение и поведение; четыре устанавливают продолжительность жизни; 42 определяют лоно воплощения и его физиологические особенности; две семейные влияют на знатность или незнатность воплощения; пять задерживают «достижения». Далее различаются сроки действия карм, которые должны «созреть» и «отпасть», а также их способность занимать место в единицах пространства (прадеши), локализованного душой. Кармы могут быть уничтожены в результате правильных воззрений и аскетической деятельности, благодаря чему душа достигает «освобождения», возвращая себе изначальные атрибуты. Джайнские философы, различая такие разновидности связанности (bandha), как ложные состояния сознания и неправильное поведение, полагают, что душа является в данном случае их действующей причиной, тогда как кармы – материальной. При этом некоторые джайнские авторы допускали действительность кармы только с эмпирической точки зрения, а не с «конечной» (связанность души с кармической материей трактуется как иллюзия, а в действительности является ложным состоянием сознания, нуждающимся в устранении). Теоретики-абхидхармисты (см. ст. Абхидхарма) трактовали учение о карме, исходя из отрицания «я» в полемике с брахманистами: отвечая на их основное возражение, что вера в воздаяние предполагает наличие перманентного Атмана, буддисты приводили аналогию с «сериями пламени» (каждая последующая причинно связана с каждой предыдущей и в то же время отлична от неё) и предлагали трактовать «я» как комбинацию «кармически определённых» факторов, объединяемых особой «соединяющей дхармой». Вместе с тем под влиянием брахманизма в рамках буддизма формировалась тенденция допущения определённого субститута души, который мог бы объяснить закон воздаяния и реинкарнации.

 



 
PR-CY.ru