КАРМА - Страница 7

Ишваракришна, автор «Санкхья-карики» (IV–V вв.), задавался вопросом о зависимости между будущими воплощениями и тем, какое из состояний сознания, в которых преобладают «положительная» гунна саттва или «отрицательная» тамас, является определяющим для того или иного индивида. Если в его сознании преобладает дхарма, то он возвышается на лестнице реинкарнаций, если адхарма – деградирует; соответствующие результаты имеет преобладание устранённости и привязанности, могущества и бессилия, и лишь посредством одной из этих восьми основных состояний сознания (истинного знания) достигается «освобождение». Философские школы разделились в ответе на вопрос о совместимости допущения существования божества-Ишвары и признания «закона кармы». Согласно субкомментатору «Ньяя-сутр» Уддьотакаре, действие закона автономной кармической силы в мире не опровергает существование Ишвары (как полагают буддисты), но позволяет правильнее понять меру его участия: деятельность Ишвары в мире сообразуется со временем «плодоношения» кармы живых существ. Шанкара (VII–VIII вв.) также не видел в этом противоречия, образно уподобляя «прорастание кармы» живых существ семенам, а Ишвару – дождю, который ответствен только за плодоношение, а не за качество того, что из разных семян вырастает. Представители мимансы, соглашаясь в этом случае с буддистами, настаивали на том, что карма живых существ вполне достаточна для объяснения процессов, происходящих в мире, и без теистических допущений. Новую терминологию в связи с временными параметрами действия «закона кармы» предложили ведантисты. После смерти индивид располагает запасом «остатков» действий последней жизни (anusaya) в виде потенциальных «следов» (санскара), а также нереализованных остатков действий, совершённых в предшествующих рождениях. Эти кармические остатки трёх видов: предопределённые к конечной реализации в течение настоящей жизни; произведённые в этой или в предыдущей жизни, но оставшиеся скрытыми; аккумулированные в этой жизни, но должные плодоносить в последующих. Ведантисты, начиная с Шанкары, полагали, что только первый вид этих «кармических остатков» «устойчив»: карма сохраняется даже у того, кто достиг истинного знания, обеспечивая функционирование его «последнего» тела. В других сочинениях, приписываемых Шанкаре, третья разновидность кармы – производимая «знающим» уже после достижения знания. Утверждается также идея «трансфера» кармы: те, кто почитают «знающего», получают и его кармическую заслугу, а те, кто ненавидят его, наследуют его дурную будущую карму. Другие проблемы, поставленные ведантистами: участие кармы в структуре индивида, в мире его сновидений, в периодических созданиях мира. Однако действие «закона кармы» релевантно лишь на уровне относительной истины, с точки зрения конечной истины и закон, и его «составляющие» относятся к миру космической иллюзии.



 
PR-CY.ru