КАРМА - Страница 2

Однако тексты «Упанишад» не содержат указаний о том, ктo или чтo перевоплощается в соответствии со своими деяниями, ибо высший Атман, пребывающий в «сердцевине сердца», «владыка всего», не подвергается изменениям посредством добрых или злых деяний, равно как и достигший познания Атмана уже не беспокоится о том, почему он совершил добро или зло. В «Чхандогья-упанишаде» конкретизируются кармические следствия «пути предков»: те, кто отличились благим поведением, после возвращения на землю достигают лона брахмана, кшатрия или, по крайней мере, шудры, те, кто вели себя дурно, достигают лона собаки, свиньи или находящегося за границами варн чандалы. Зоологические перевоплощения после завершения «лунного пути» детализируются в «Каушитака-упанишаде», позднее в «Законах Ману». «Семена» учения о карме в позднебрахманистскую эпоху дали «плодоношение» в шраманский период – эпоху образования множества альтернативных брахманизму религиозных и философских направлений середины I тыс. до н.э. Мудрецы «Упанишад», открывшие «закон кармы», оставили без ответа вопрос о субъекте действий причинно-следственных отношений между предыдущими действиями и последующим перевоплощением, открыв тем самым возможности для мировоззренческих вариаций. Об основных позициях в рамках этих альтернатив свидетельствуют преимущественно буддийские и джайнские источники. Материалист Аджита Кесакамабала и близкие ему мыслители отрицали не только закон воздаяния, управляющий реинкарнациями, но и реинкарнации, утверждая, что индивид после физической смерти разрушается окончательно и без остатка «делится» на материальные составляющие. Адживики во главе с Маккхали Госалой отрицали закон воздаяния, но признавали реинкарнации. Согласно его учению, которое характеризуется буддистами как «очищение через перевоплощения», каждая душа должна пройти через великое множество перевоплощений в течение 8,4 млн. мировых периодов и достичь «освобождения» независимо от своих деяний и полученного знания с той же необходимостью, с какой брошенный на землю моток пряжи разматывается до конца. К этому детерминистскому учению были близки рассуждения другого адживика Пурана Кассапы, утверждавшего в противовес учителям «Упанишад», что никакие преступления не дают индивиду приращения зла и никакие благодеяния – приращения добра, или Пакудха Каччаны, считавшего в некотором согласии с ними, что никакие действия (дурные или благие) не совершаются духовным началом, поэтому нет ни убийцы, ни убитого. Среди тех, кто признавали закон воздаяния и реинкарнации, различались позиции брахманистов, джайнов и буддистов. Брахманисты развивали учение о реинкарнациях как сансаре, круговороте бытия, месте страдания (духкха), в котором индивид «вращается» вследствие постоянного приращения незнания и «нечистоты» и освобождение от которого обеспечивается знанием и «чистотой», достижимой практикой йогического тренинга: контролем над активностью мысли и разрывом контактов между чувствами и притягательными для них объектами.

 



 
PR-CY.ru