КАГЬЮПА - Страница 5

Сумба-кханбо Ешей Балджор (1704–1788 гг.) в трактате «Пагсам-Джонсан», посвящённом истории и хронологии Тибета с древнейших времён до середины XVIII в., описывал также и школу карчжуд, разделённую на две подшколы: дакпо-кагью следовала учению Наропы, и шангпа-кагью принадлежала к традиции Нигумы, жены или сестры Наропы. Он описал политическое противостояние в Тибете XIV–XVII вв. как между представителями распавшейся традиции кагьюпа – владетелями Цхалпа (Целва, Цалва), Бригунгпа (Дригунгпа, Бригонпа) и Пхагмодрупа, где правитель одновременно являлся и настоятелем монастыря, и адептом новой школы – гелуг. Сумба-кханбо отмечал, что основатель монастыря Шан-ринпоче (Шан Цзондуйпа, 1123–1193 гг.) следовал методу «тантрической практики». Туган Лобсан-чойчжи-нима (1737–1802 гг.), настоятель монастыря Гонглунг в Амдо, в сочинении «Дубта-шэлчжи-мэлон», в котором излагается история философских и религиозных учений Индии, Монголии, Китая и Тибета, четвёртую главу посвятил истории школы кагьюпа и её догматике. Лондол-лама Агван Лобсан (род. в 1719 г.), тибетский энциклопедист, в одно из своих справочных изданий включил списки важнейших представителей школы кагьюпа по её подшколам: бригун, бруг, таклун, карма; перечень перерождений как «красношапочного», так и «черношапочного» иерарха кармы, а также список семи последовательных перерождений в традиции шангпа-кагьюпа. В числе намтхар – биографии Марпы и его ученика, Миларепы, автора «Собрания песен». Чрезвычайно важным для понимания сути учения кагьюпа, истории сложения школы и её религиозной традиции исследователи считают трактат Гампопы «Драгоценное украшение освобождения», где поясняется буддийская догматика и её связи как с ритуальными практиками, так и с психотехникой буддийской тантры в контексте школы. Исследователи полагают, что в этом тексте Гампопе удалось объединить знания, полученные от учителей школы кадам с учениями в традиции махамудры, которым обучил его Миларепа. Значимость школы кагьюпа в истории тибетского буддизма подтверждается тем, что биографии её адептов могли включаться в биографии представителей других школ. Так, в состав намтхара Агвана-цултима (1721–1791 гг.), знаменитого регента далай-ламы VIII, как предшествующее перерождение вошло жизнеописание ученика Гампопы – Пхагмодуба Дордже-джалпо (1110–1170 гг.), известного религиозного и политического деятеля школы кагьюпа, соединившего традиции школ ньингма и сакья. Непосредственно к истории школы обратился Джамгон Контрул, или Карма Агван Йондан Джамцо (1813–1899 гг.), который в сочинении «Светоч уверенности» включил введение в тибетские тантры и описал методы, присущие подшколе карма-кагью.

 



 
PR-CY.ru