КАГЬЮПА - Страница 4

Он сообщает краткие сведения о жизни Марпы, перечисляет имена Наропы, Майтрипы, его индийского учителя Шантибхадры (Куккурипы) и приводит названия тантрических текстов (Гухьясамаджа, Самвара, Махамая, Чатухпитха), по которым Марпа получил от них наставления. Будон Римпочхе отмечает, что Марпа содействовал распространению «тантр умилостивления», и что его ученик продолжил дело учителя, переведя комментарии к «Самваратантре» из цикла «умилостивления». В числе источников по истории учения в Тибете Будон Римпочхе называет жизнеописания учителей. Политическое и религиозное противостояние последователей сакьяпа и кагьюпа завершается преобладанием в Тибете представителей подшкол кагью. Их сочинения продолжают историографические традиции, заложенные Будоном Римпочхе, но уже в контексте учения своей школы. Кунга Дордже (1309–1364 гг.), ученик Ранджунга Дордже, Кармапы III, и настоятель монастыря Цхал-Гунгтханг (Цал-Гунтан) подшколы кагью, в «Красной летописи» (1346 г.) помимо истории Тибета и соседних стран – Индии, Китая, Тангутского государства (Си-Ся) и Монголии – описывает разные буддийские школы, в том числе кагью и её основателя – Марпу. Полагая, что светская власть может быть сильной, лишь когда она поддерживает учение, он прославляет буддийское прошлое Тибета, что связано и с возникшим к середине XIV в. противостоянием кагьюпа не только школе сакья, но и монгольской гегемонии. Автор «Синей летописи», повествующей об истории буддизма в Тибете VII–XV вв. и о его политической истории, Гой-лоцзава Шоннупэл (1392–1481 гг.), ученик Дежиншегпы, Кармапы V (1384–1415 гг.), и личный секретарь правителя Гонгмы Дакпа Джунне, последователя кагьюпа, приводит жизнеописание Марпы и его учеников и историю своей школы. Описывает её индийские истоки, которые восходят к двум близким тантрическим традициям: учению индийского мастера Тилопы; впоследствии стало известно под названием дакпо-кагью (двагпо-карджу) и учение сиддх-женщин Нигумы и Сукхасиддхи, переданное через Кхьюнгпо Налджора (900–1140 гг.), получившее название «шангпа-кагью». Историк карма-кагью Пабо Цуглаг Трэнгва (1503–1566 гг.) в сочинении «История религии – пир мудрецов» (1564 г.) помимо истории буддизма в Тибете и соседних странах в контексте собственной религиозной традиции описал религиозные связи монгольских ханов с буддийскими школами Тибета, в том числе и встречи Чингизхана с монахами Цхал Кагью. Даглун-шабдун Агван-намчжал (род. в 1571 г.) написал историю буддизма в Таглунге, монастыре подшколы кагьюпа. С установлением в Тибете власти школы гелуг, объединившей Тибет, сведения о кагьюпа появляются в сочинениях историков-гелугпинцев. Агвану Лобсану Джамцо (1617–1682 гг.), Далай-ламе V, принадлежит сочинение «История Тибета: Песнь царицы весны» (1643 г.), написанное по просьбе Гуши-хана, в котором изложена история Тибета, приведены сведения о возникновении и становлении тибетских буддийских школ, история их внутренних взаимоотношений и отношений с монгольскими ханами.

 



 
PR-CY.ru