КАГЬЮПА - Страница 2

Учение и медитативная практика на «великом символе» пустотности освобождают ум от заблуждений и являются постижением сути (природы) ума, с целью «постижения пустоты», лежащей в основе всего иллюзорного бытия. На уровне земной жизни оно реализуется как полное духовное освобождение от любых видов обусловленности. Результатом практики становится нераздельность и целостность воспринимающего, воспринимаемого и восприятия, когда полностью пробуждается ум и «великой печатью» закрепляется его просветление. До тех пор подлинный ум открывается сквозь тень искажений, как солнечный свет прорывается сквозь дыры в облаках. «Шесть йог Наропы» описывают пути достижения просветления в жизни или в момент смерти, реализуемые через йогу: внутреннего тепла (тибет. «туммо» – «внутренний жар»), иллюзорного тела, сновидений, ясного света, промежуточного существования (между уходящим и следующим рождением), переноса сознания (переселение из уходящего в следующее рождение). Эти упражнения в том или ином виде вошли практически во все школы тибетского буддизма и приобрели особую популярность после того, как Цзонкапа Лобсан Дакпа (1357–1419 гг.) написал комментарий к ним. С именем Миларепы в традиции тибетского буддизма связывается создание образа идеальных отношений учителя и ученика. На начальном этапе существования учителя школы опирались на подход к каждому ученику с учётом его личностных характеристик, что впоследствии вошло в практику учителей других школ. Ученик Миларепы Гампопа сосредоточился на разработке концепции почитания духовного наставника – ламы, утверждая, что «почитание даже единственного волоска учителя является более высокой заслугой, чем почитание всех будд прошлого, настоящего и будущего». В традиции школы гелуг лама стал элементом формулы прибежища (лама, Будда, его учение, его община). Сочинения Гампопы «Драгоценное украшение освобождения» и «Драгоценные чётки высшего пути» были созданы с целью объединить два направления духовной практики: постепенный путь учения кадампы в традиции, восходящей к Атише, и учения махамудры в традиции сиддхов, переданные через Миларепу. Этот метод учения стал известен как сутра-традиция махамудры. Таким образом, Гампопа заложил теоретический фундамент школы, сохранившийся до настоящего времени, исходя из того что «один короткий проблеск просветления во время медитации более ценен, чем знание, почерпнутое из книг, дискуссий и размышлений». Традиция Гампопы распалась на четыре подшколы: дакпо, таклунг, друг, карма. Внутри подшколы карма возникли направления, последователи которых различались цветом головных уборов: карма-кагью (черношапочные) и дригунг-кагью (красношапочные). Подшколы карма-кагью и дригунг-кагью принимали активное участие в борьбе за власть и в Тибете, и за его пределами (Монголия, Китай периода правления династий Юань, Мин, Цин).

 



 
PR-CY.ru