КАГЬЮПА

КАГЬЮПА («каджудпа», «гарчжудба», «каргьютпа»; традиция передачи наставлений; школа преемственности) – в тибетском буддизме ваджраяны одна из четырёх главных (помимо ньингмапа, сакьяпа и гелугпа) школ. Существует в письменной и устной традициях своих подшкол на территории Тибетского автономного района (КНР), с 1974 г. – в странах Западной Европы и Америки в среде тибетской диаспоры. Ранние названия: «дуб гью» (преемственность практикуемого, передача практикуемого), «ньян гью» (преемственность услышанного, передача шёпотом), «каржупа» (преемственность (одетых) в белое); последнее название соотносится с теми адептами кагьюпа, чья одежда для медитации белого цвета. Принято считать, что название школы редуцировано от тибетского «кабаб жи гью», где «гью» – преемственность, «жи» – четыре, «кабаб» – передача знания, умения, проницательности, способности обучения от учителя к ученику таким образом, чтобы ученик полностью овладел всеми достоинствами учителя. Указывает на преемственность религиозного опыта в виде личной передачи от учителя к ученику (из уха в ухо). Несоблюдение этого правила приводит к потере учения. Согласно преданию, индийский тантрический йогин Тилопа (988–1069 гг.) в состоянии медитативного транса получил четыре особые передачи напрямую от будды Ваджрадхары. Обретённое знание Тилопа передал Наропе (1016–1100 гг.), который его систематизировал, и оно стало известно как «Шесть йог Наропы» (шаданга йога). Наропа, один из самых знаменитых настоятелей университета-монастыря Наланда, отказался от своего статуса и стал учеником Тилопы, а затем передал свои знания Марпе (1012–1096 гг.), «великому переводчику», который трижды ездил в Индию за наставлениями. Марпа получил классическое буддийское образование и неортодоксальное тантрическое. В числе его индийских учителей – махасиддха Майтрипа (1007–1077 гг.), тоже ученик Наропы в Наланде, и Атиши (см. ст. Кадампа) в Викрамашиле, хранитель линии передачи махамудры, составившей основу кагьюпа. В числе тибетских последователей Марпы – поэт-йогин Миларепа (Миларайба, 1052–1135 гг.), один из основоположников тибетcкой буддийской поэзии. Продолжатели Миларепы – Рейчунг Дордже-Танпа (Речунг, 1084–1161 гг.), странствующий монах и автор жизнеописания своего учителя, и Гампопа (Гамбопа, 1079–1153 гг.), врач из Дагпо, основатель первого монастыря-школы (Даглха-Гампо, 1121 г.). Философско-теоретический фундамент школы кагьюпа закладывался на основе позиций трёх философских школ махаяны (мадхьямаки, татхагата-гарбхи и йогачары) и читтаматры и медитативной практики одновременно с йогическим образом жизни согласно буддийской традиции ваджраяны. Учителя школы учитывали два вида преобразования человеческой природы в трансцендентную: «умственная практика» (санскр. «махамудра»; тибет. «чяггя ченпо» – «великий символ», «великая печать») – путь, не имеющий формы, и «энергетическая практика» («Шесть йог (учений) Наропы») – путь, имеющий форму. Махамудра – синоним конечной цели буддийского пути: окончательное освобождение и всеведение, которое завершается просветлением, как утверждал Тилопа: «Как без опоры покоится небо, Так и махамудра не имеет объекта./ Расслабься в состоянии невыдуманной естественности./ Утратив оковы, ты без сомнения достигнешь освобождения».

 



 
PR-CY.ru