КАГЬЮПА - Страница 3

С течением времени правящая школа гелуг вытеснила приверженцев карма-кагью, дригунг-кагью, бруг на периферию Тибета, а также в Гималаи (Бутан, Сикким, Ладакх). Основатели кагьюпа и её наиболее известных подшкол закрепляли своё положение открытием монастырей: Данса-Тхел (Денсатхил) основал Пхагмо Трупа (Пхагмодуба Дордже-джалпо) в 1158 г., Дрикунг-Тхил (Дихун, Бригунг) в 1179 г. – Джигтен Сумгон (этот главный монастырь традиции дригунг-кагью был повреждён во время китайской культурной революции), Таглунг (Даглунг) выстроил Тхангпа Трашипал в 1180 г., Цхурпху (Цурпу), самый важный кагью-монастырь в Тибете, создал Кармапа Дюсум Кхьенпа (в 1159 г. заложил фундамент), и монастырь стал резиденцией всех Кармап. В 1992 г. в Цхурпху короновали Ургьена Тринле Дордже, Кармапу XVII. Сформировавшиеся в рамках школы карма-кагью монастыри характеризовались тем, что наряду с монахами в них проживали и миряне, практиковавшие созерцание. Школа создала образовательные центры, где светские лица могли изучать основы философии и практики. Иконография кагьюпа воспроизводит общую структуру пантеона, отличаясь от других школ номенклатурой персонажей. Полностью пантеон школы представлен на так называемом цокшине (тибетское поле собрания дарующих прибежище) – образ в виде кроны космического древа, прорастающего из вод первозданного океана. На древе в иерархическом порядке воспроизводятся будда Ваджрадхара, иерархи школы (индийской и тибетской линии: образы Тилопы, Наропы, Майтрипы, Марпы, Миларепы, Гампопы), персонажи пантеона. Помимо цокшина, учителя могут быть действующими лицами житийных циклов (намтхаров). К числу наиболее популярных иллюстрированных Житий исследователи относят намтхар Миларепы, на котором воспроизведён путь поэта к освобождению. Изображаются персонажи тантрических циклов, обязательных к усвоению в школе, такие как Чакрасамвара, Гухьясамаджа, Хеваджра. Иллюстрируются сюжеты мироздания (бхавачакра, «колесо жизни» с изображением шести миров буддийской Вселенной: богов, людей, асуров, духов, животных и ада); бардо – промежуточное существование между уходящим и следующим рождением или промежуточное состояние между смертью одного тела и зачатием следующего, представляемое на танках в виде 42 спокойных или 58 гневных персонажей. Со школой кагьюпа связаны ежегодные (в самое холодное время года) состязания йогов, которые должны высушить жаром собственных тел полотенца, намоченные в ледяной воде, продемонстрировав технику туммо. Раз в 12 лет, в год птицы, Маха тонгба (великий заклинатель) – йог, пребывавший в затворе 12 лет, должен продемонстрировать собравшимся чудеса левитации, скорость передвижения, способность реализовать туммо. Имя основателя кагьюпа, но без названия школы, присутствует в сочинении последователя школы сакья Будона Римпочхе (1290–1364 гг.) «История буддизма» (1322 г.).

 



 
PR-CY.ru