ЙОНАС Юстус - Страница 3

К концу 1510 гг. в Эрфурте сформировалась сплочённая группа гуманистов, которая увлекалась античной литературой и поэзией и пыталась в своём творчестве найти точки соприкосновения классической греко-римской культуры и христианского мировоззрения. Помимо Йонаса Юстуса в эту группу входили Г.Э. Гесс, Генрих Урбан, Эвриций Кордус (ум. в 1535 г.), Георг Спалатин (1484–1545 гг.), Ульрих фон Гуттен, Иоганн Драконитес (ум. в 1566 г.) и др. В своей деятельности участники эрфуртского гуманистического движения ориентировались на идеи Эразма Роттердамского (ум. в 1536 г.), который воспринимался ими как непререкаемый научный авторитет и образец гуманистической учёности. Йонас Юстус в переписке называл Эразма Роттердамского «могущественнейшим царём наук» («litterarum rex potentissimum») и «князем христианского мира» («princeps orbis Christiani»). Осенью 1518 г. Йонас Юстус передал Эразму Роттердамскому через Г.Э. Гесса хвалебное стихотворение в его честь, текст которого не сохранился. В ответном письме Эразм Роттердамский хвалил научные успехи Йонаса Юстуса, называя его «учёнейшим» («doctissimus»), сообщал Йонасу Юстусу о различных сложностях, связанных с деятельностью по подготовке критического издания греческого текста Нового Завета, и отмечал, что гуманистическая учёность должна служить христианским идеалам и «славе Христовой». Исследователи полагают, что именно под влиянием ответа Эразма Роттердамского Йонас Юстус в 1519 г. сблизился с Иоганном Лангом (ум. в 1548 г.), приором августинского монастыря в Эрфурте, другом и сподвижником Мартина Лютера. Под руководством Иоганна Ланга Йонас Юстус стал углублённо заниматься греческим языком и читать сочинения древних христианских писателей. Важным событием в жизни Йонаса Юстуса стала его встреча с Эразмом Роттердамским в начале 1519 г. По поручению курфюрста Саксонского Фридриха III Мудрого (1463–1525 гг.), который покровительствовал Мартину Лютеру, Йонас Юстус и ещё один эрфуртский гуманист, Каспар Шальбе, должны были доставить Эразму Роттердамскому письмо курфюрста (не сохранилось), а также письмо Мартина Лютера (это было первое письмо Мартина Лютера Эразму Роттердамскому). Исследователи полагают, что Йонас Юстус уже был знаком с Мартином Лютером через Иоганна Ланга, но даже если личное знакомство произошло позднее, подобное поручение свидетельствует о том, что Йонас Юстус в это время воспринимался вождями Реформации как надёжный соратник, сочувственно относящийся к протестантскому движению. В письмах курфюрст и Мартин Лютер сообщали Эразму Роттердамскому о ходе спора с католическими теологами об индульгенциях и о папской власти, призывая его поддержать выступление Мартина Лютера против царивших в католической церкви злоупотреблений. В апреле 1519 г. Йонас Юстус и Шальбе передали письма Эразму Роттердамскому в Лёвене; поскольку Эразм Роттердамский ввиду занятости не сразу смог подготовить ответы, они вместе с ним путешествовали по разным городам Нидерландов. Ответ Мартину Лютеру Эразм Роттердамский написал лишь 30 мая 1519 г.; в нём гуманист соглашался объединить усилия с Мартином Лютером в борьбе с католической схоластической теологией, однако делал акцент на необходимости реформирования образования, обходя молчанием вопросы об отношении к церковным злоупотреблениям и папской власти.

 



 
PR-CY.ru