ИУВЕНАЛИЙ, Ювеналий - Страница 7

В православной традиции с конца V в., наоборот, всё больше подчёркивалась выдающаяся роль Иувеналия в победе халкидонского вероучения; при этом охотно предавалось забвению его участие в Эфесском разбойничьем Соборе 449 г. В целом православная византийская традиция относилась к Иувеналию более нейтрально, без восторженных похвал, признавала его большое значение в христологических спорах. Важную роль в формировании положительного образа Иувеналия в Византии, по мнению исследователей, сыграла «Церковная история» Феодора Чтеца (начало VI в.), сохранившаяся лишь во фрагментах, но использованная позднее крупнейшими византийскими историками Феофаном Исповедником (IX в.) и Никифором Каллистом Ксанфопулом (XIV в.). Также Иувеналий неоднократно, хотя и без каких-либо оценок, упоминается в Житии Евфимия Великого Кирилла Скифопольского (середина VI в.). В сохранившихся фрагментах «Истории Евфимия», по мнению исследователей, созданной в Палестине в VI в., сообщается, что во время Халкидонского собора императрица Пульхерия обратилась к Иувеналию, чтобы получить мощи Богородицы из Иерусалима и положить их в только что построенном храме Успения во Влахернах в Константинополе. Иувеналий ответил, что св. тело Богородицы было вознесено на небо на третий день после Её Успения, а Её св. гроб доныне почитается в Иерусалиме. Вскоре Иувеналий отправил св. гроб Богородицы в Константинополь. В грузинских календарях, ориентированных на древнейший Иерусалимский Святогробский Типикон, память Иувеналия отмечена под 1 июля: согласно Лекционариям V–VIII вв., она совершалась в церкви Учеников на Елеонской горе, построенной при императоре Константине I Великом, вместе с памятью его преемника – Иерусалимского патриарха Анастасия I (согласно Канонарю VII в. – в церкви св. Апостолов, построенной на Елеоне в 438 г. Меланией Младшей; в календаре грузинского Евангелия (Х в.) Анастасий ошибочно назван Анатолием). В Патмосском списке Типикона Великой церкви (IX–X вв.), в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.) и в Минологии императора Василия II (конец X – начало XI вв.) память Иувеналия отмечена под 2 июля; в ряде византийских календарей XII в. – под 3 июля. В XI в. Георгий Святогорец перевёл синаксарное Житие Иувеналия и внёс его под 2 июля в грузинскую редакцию Великого Синаксаря (Институт рукописей Корнелия Кекелидзе, XI в. и др.). Метафрастическая версия Жития Иувеналия была переведена в монастыре Гелати и содержится в грузинском сборнике метафрастических чтений под 5 июля. Впоследствии день памяти Иувеналия 2 июля вошёл в состав славянских Прологов, в Великие Минеи Четьи, в «Синаксарист» Никодима Святогорца и в современные календари Греческих церквей и РПЦ.



 
PR-CY.ru