ИУВЕНАЛИЙ, Ювеналий - Страница 4

Первые же известия из Халкидона, полученные в Иерусалиме о смене позиции Иувеналия, прежде поддерживавшего Диоскора, вызвали возмущение в церковной среде. Монахи, дезориентированные сложными политическими и богословскими коллизиями последних лет, были готовы обвинить Иувеналия в вероотступничестве и переходе в «несторианство». Движение против Иувеналия возглавил известный в Палестине монах Феодосий, который сопровождал Иувеналия в Халкидоне, но после осуждения Диоскора покинул его и вернулся в Палестину ещё до завершения Собора. Иувеналий прибыл в Кесарию и сразу столкнулся с протестующими. Комит Востока Дорофей не допустил монахов в Кесарию, но их делегация потребовала от Иувеналия отречься от халкидонских постановлений. Иувеналий отказался и в ответ на угрозы расправы был вынужден покинуть Кесарию и отправиться в Константинополь за помощью императора. Вскоре Феодосий был самочинно возведён на патриарший престол Иерусалима в храме Гроба Господня и начал создавать иерархию из лояльных ему епископов. Одним из рукоположённых Феодосием в 452 г. был известный впоследствии лидер монофизитства Пётр Ивер, ставший епископом Маюмы. Все епископы, поддержавшие решения Халкидонского собора и Иувеналия, были изгнаны с кафедр. На стороне восставших выступила проживавшая в Иерусалиме вдовствующая императрица Евдокия. В то же время часть клира и монахов, в том числе св. Евфимий Великий и братия Великой Лавры, отказались поддержать восставших. Сторонники Иувеналия подвергались насилию, их дома и церкви громили и жгли; восставшими был убит епископ Севериан Скифопольский. Восстание охватило всю Палестину, и Иерусалимская церковь некоторое время была на грани раскола. Феодосий занимал патриарший престол в течение 20 месяцев. В это время наряду с Иувеналием в Константинополь прибыло посольство и от него, чтобы попытаться склонить столичные власти на свою сторону. В послании императору Маркиану Феодосий и его сторонники оправдывались, заявляя, что насилие в Палестине чинили не монашествующие и клир, а городская толпа и некие чужаки. Стремясь смягчить догматические противоречия с халкидонскими постановлениями, мятежники также провозгласили анафему Евтихию. Тем не менее, император Маркиан и августа Пульхерия встали на сторону Иувеналия. В конце 452 г. или начале 453 г. Маркиан и Пульхерия отправляли письма архимандритам и монахам Иерусалима, в которых упрекали их в мятеже, убийствах, захвате Иерусалима. Утверждалось, что это не была борьба за чистоту веры, они хотели занять высокое положение в церкви и присвоить её сокровища. Маркиан и Пульхерия требовали восстановления порядка и безусловного подчинения церкви Иувеналию. В феврале 453 г. император Маркиан декретом объявил все рукоположения Феодосия незаконными; участники новой иерусалимской иерархии должны были быть изгнаны, в случае сопротивления казнены.

 



 
PR-CY.ru