ИУВЕНАЛИЙ, Ювеналий - Страница 6

В источниках нашли отражение лишь некоторые из деяний Иувеналия в этой сфере. 7 мая 428 (или 429) г. Иувеналий посетил лавру Евфимия Великого и освятил новый монастырский храм. Одним из ближайших сотрудников Иувеналия в это время был Исихий Иерусалимский, который сопровождал Иувеналия в поездке. В упоминании об этом событии впервые названа должность архимандрита монахов при иерусалимском архиепископе, которую в то время занимал Пассарион. Архимандрит, который по рангу приравнивался к епископу, должен был заведовать всеми делами монастырей на территории ИПЦ и быть постоянным представителем монашеских общин при архиепископе. Введением этой должности укреплялись одновременно и связи монахов с Иерусалимским престолом, и устанавливалась система централизованного управления делами монашества. Время возникновения этого поста следователям неизвестно, но они предполагают, что, скорее всего, он был учреждён Иувеналием. По просьбе Евфимия Великого около 425 г. Иувеналий крестил Аспебета, одного из вождей арабского племени, кочевавшего по территории Восточной Палестины, дал ему имя Пётр и посвятил в епископский сан для «поселений сарацин» (лагеря бедуинов в районе современного Бир-эз-Зарраа, восточнее Иерусалима). По предположениям ряда современных исследователей, посвящение епископа для арабов могло быть со стороны Иувеналия нарушением прав юрисдикции как Кесарии Палестинской, так и митрополий провинции Аравия. Несмотря на возможность возникновения такого конфликта, источники V в. не сообщают о нём. Время смерти Иувеналия исследователи определяют лишь приблизительно. В Житии Саввы Освященного Кирилла Скифопольского есть указание на то, что не позднее июля 458 г. Иерусалимский престол уже занимал преемник Иувеналия патриарх Анастасий I. По дню памяти Иувеналия дату его смерти исследователи обычно определяют как 2 июля. Отношение к Иувеналию развивалось по-разному в православной и монофизитской традиции. У авторов-монофизитов конца V – VI вв. Иувеналий стал символом нечестия и предательства. Он неоднократно упоминается в Житии Петра Ивера и «Плерофориях» Иоанна Руфа, в Церковной истории Псевдо-Захарии Ритора, Житии Диоскора. Как правило, авторы приводят ряд эпизодов, в которых монофизиты Пётр Ивер, Диоскор и др. пытались убедить Иувеналия в истинности своей веры либо заклеймить его как вероотступника. Исследователи отмечают, что эти эпизоды часто носят анекдотический характер, особенно в изложении истории Вселенских соборов. Так, в «Плерофориях» Диоскор, встретившись с Иувеналием перед началом Халкидонского собора, пророчествует своему спутнику Феописту, что никто из участников Собора не сохранит веры, кроме тех, кто прибыли на его корабле (т.е. епископов Александрийской церкви). По версии Псевдо-Захарии, после возвращения Иувеналия в Иерусалим в 453 г. некий монах Соломон подошёл к Иувеналию якобы для благословения и высыпал ему на голову пригоршню пыли со словами: «Горе тебе, лжец и гонитель». Иувеналий не посмел наказать монаха.

 



 
PR-CY.ru