ИОСИФ II, Солтан Илья - Страница 3

Наконец, предусматривалось, что вельможе, захватившему церковное имущество, должно быть предложено свои притязания «отыскивать правом» перед митрополитом; если он откажется это сделать, такого вельможу следовало отлучить от церкви. Одной из причин упадка церковной жизни на западнорусских землях явилась практика назначений на епископские кафедры, когда Литовские великие князья, нуждаясь в средствах или желая вознаградить за заслуги, давали кафедры людям, не имевшим духовного сана и желавшим управлять епархией, не расставаясь с семьёй и не принимая монашеского пострига и сана. От таких иерархов трудно было ожидать достойного исполнения своих обязанностей. Нуждаясь в средствах, правитель широко раздавал экспектативы, т.е. заранее продавал право занять епископскую кафедру после смерти её обладателя. Отцы Собора решительно выступили против таких действий. В постановлениях Собора говорилось, что человек, купивший при жизни иерарха право занять его кафедру, должен быть отлучён от церкви, а епископ, поставивший такого человека, должен быть лишён сана. В решениях Собора указывалось, что для занятия кафедры нужно, чтобы кандидат был избран князьями и панами «греческого закона» при согласии епископов. Эти формулировки показывают, что в борьбе за замещение епископских кафедр достойными кандидатами отцы Собора рассчитывали на содействие православной знати Великого княжества Литовского. Другое решение Собора предусматривало, что если великий князь передаст кафедру недостойному человеку, то все епископы во главе с митрополитом должны заявить протест. Таким образом, при принятии необходимых для устроения церковной жизни Киевской митрополии мер отцы Собора готовы были пойти на обострение отношений с носителем верховной власти. Отцы Собора не сомневались, что им придётся вести борьбу за выполнение принятых решений. Последнее, 15-е правило предусматривало, что все епископы должны собраться во главе с митрополитом, «бить челом» великому князю и непоколебимо отстаивать свои взгляды, если правитель или кто-либо из вельмож захочет нарушить какое-либо постановление Собора. Настойчивость в проведении своей линии не исключала поисков содействия со стороны великого князя в борьбе с недостатками в церковной жизни, и в ряде случаев Иосиф II удавалось добиться такого содействия. Так, в 1511 г. король Сигизмунд I подтвердил действие западнорусской редакции «Устава Ярослава», устанавливавшей высокие денежные штрафы для тех князей и панов, которые стали бы поддерживать выступления епископов против митрополита, «заступать» священника от его архиерея, самовольно принимать решения о заключении брака и о разводе. В «Уставе...» подчёркивалось, что суд по бракоразводным делам должен полностью находиться в ведении церкви. Сигизмунд I оказывал и более конкретную помощь в борьбе с нарушителями церковной дисциплины. Так, в 1509 г., ещё до Виленского собора, Иосиф II жаловался на людей, которые вступают в брак без венчания, не крестят детей, не ходят на исповедь. Правитель предписал своему дворянину Ивану Черкасу вместе со слугами митрополита задерживать виновных и налагать на них наказания.

 



 
PR-CY.ru