ИЕРАРХИЯ - Страница 6

Кроме того, в грекоязычных церквах, Антиохийском патриархате, Албанской церкви титул архиепископа выше титула митрополита в отличие от Русской церкви. Существуют различные степени правительственной иерархии и для пресвитеров. В РПЦ в настоящее время священник может иметь сан протоиерея или протопресвитера; монашествующий пресвитер (иеромонах) – игумена или архимандрита. В дьяконской степени, кроме собственно дьяконов, есть протодьяконы и архидьяконы. Степени правительственной иерархии в отличие от богоустановленных священных степеней имеют историческое происхождение. Они устанавливаются и упраздняются церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число. Так, правилом 39(48) Карфагенского собора (419 г.) запрещены титулы экзарха, верховного священника и все вообще титулы первого престола; в соответствии с правилом занимающий этот престол должен именоваться только «епископом первого престола». Но в правилах 9, 12, 17, 25, 28 Халкидонского собора (451 г.) титулы экзарха, митрополита и архиепископа обозначены; эти титулы упоминаются и в последующих правилах. В отличие от священных степеней, которые сообщаются через таинство священства – хиротонию, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо путём назначения, производства в ту или иную степень законной церковной властью. Степени правительственной иерархии отличаются и от церковных должностей. Как видно из истории происхождения степеней правительственной иерархии, вначале каждая из них была связана с определённым объёмом властных полномочий, т.е. соответствовала определённой должности, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась и степени правительственной иерархии превращались в титулы. В Византии не только церковные, но и придворные, военные и гражданские должности нередко теряли первоначальное значение и становились титулами. Принципиальное отличие степеней правительственной церковной иерархии от должностей заключается и в том, что степени носят постоянный характер, а должности, как правило, временный, связанный с определённым кругом полномочий. В отличие от степеней правительственной иерархии на церковные должности ставят только путём назначения и производства, без церковного обряда. Во втором правиле Халкидонского собора, осуждающем симонию, проводится различение между степенями священной и правительственной иерархии, с одной стороны, и церковными должностями – с другой: «Аще который епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или произведёт за деньги во иконома, или екдика, или парамонария, или вообще в какую либо церковную должность, ради гнуснаго прибытка своего: таковый... да будет подвержен лишению собственнаго степени...»



 
PR-CY.ru