ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ - Страница 7

Фигура Игоря Ольговича занимает отдельное клеймо на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» (1860 гг., собор во имя равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге), он изображён в монашеском одеянии, со сложенными крестообразно на груди руками с крестом. Святой написан в верхнем ряду на иконе Божьей Матери «Знамение» с собором князей и княгинь Всероссийских, созданной как дар императорской семье к 300-летию Дома Романовых около 1913 г. на московской фирме Оловянишникова (Государственный Эрмитаж). Условный портрет Игоря Ольговича встречается на гравюрах и литографиях, сюжетное изображение (в доспехах, на коне) – на литографии по рисунку Бориса Артемьевича Чорикова, около 1836 г. («Живописный Карамзин, или Русская история в картинах». СПб., 1836 г. часть 1). Образ Игоря Ольговича включался также в монументальные программы убранства храмов: в частности, в стенописи храма Христа Спасителя он изображён в академической манере рядом с князем Константином Муромским в приделе во имя великого князя Александра Невского (1870 гг., художник В.Д. Фартусов по эскизам Николая Андреевича Лаврова). В облачении схимника с крестом в правой руке Игорь Ольгович изображён на эскизе Виктора Михайловича Васнецова к росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1893 гг., Третьяковская галерея). В составе Собора русских святых Игорь Ольгович (средовек в княжеском одеянии, с крестом в правой руке, левая рука на рукояти меча; надпись: «Сты(й) Игоръ Кiев(с)») показан в центральной части второго ряда на иконе начала XIX в. из Черновицкой области (Киево-Печерский музей-заповедник). Игорь Ольгович, в куколе, с небольшой седой бородой, представлен в группе Черниговских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини Иулиании (Соколовой): 1934 г. – келейном образе Афанасия (Сахарова), начала 1950 гг., конца 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры) и на их повторениях конца XX – начала XXI вв. (храм Христа Спасителя, церковь Воскресения Христова в Сокольниках, церковь святителя Николая в Клённиках в Москве и др.). Сохранилась прорись (образец для иконописного кружка) 1970 гг., сделанная монахиней Иулианией (собрание иконописной школы Московских духовной академии и семинарии), на которой Игорь Ольгович изображён прямолично по пояс, в княжеском плаще и шапке с орнаментами, с крестом в правой руке, с густыми волосами и маленькой редкой бородой. Современная иконография Игоря Ольговича достаточно разнообразна и основана преимущественно на текстах подлинников. Несколько единоличных поясных изображений благоверного князя в схиме исполнено в иконописной школе Московских духовной академии и семинарии в византийской и древнерусской стилистике: икона 1990 гг. (средовек с вьющейся, раздвоенной на конце бородой, в куколе, с крестом в правой руке), образ 2005 г. работы В.С. Глазовской (святой с небольшой округлой бородой, правая рука раскрыта ладонью). На иконе, написанной около 2005 г. в Москве, Игорь Ольгович с едва заметной бородкой, в мантии и округлом куколе, со свитком в руках; на совместном изображении со св. Еленой (около 2007 г.) – в рост в небольшом повороте вправо, в княжеских одеждах и шапке, с крестом в правой и мечом в левой руке, русые волосы прядями ниспадают на плечи. Существуют и другие варианты современных икон святого в княжеских одеждах, с крестом (в том числе в технике шитья).



 
PR-CY.ru