ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ - Страница 5

В сочинении указана ошибочная дата смерти князя – 1152 г., Игорь Ольгович фактически отождествляется здесь со своим племянником – Новгород-Северским князем Игорем (Георгием) Святославичем. В следующем общерусском своде – Никоновской летописи, созданной в Волоколамской обители в 1520 гг. по повелению митрополита Даниила, в отличие от ряда Московских сводов второй половины XV в. содержится подробный рассказ о кончине Игоря Ольговичя и о чудесах, которые происходили во время его отпевания (Полное собрание русских летописей, том 9). Известия Никоновской летописи стали основным источником второй редакции Жития Игоря Ольговича, сохранившейся в десятой главе в составе пятой степени «Книги степенной царского родословия» с названием «Страдание святаго мученика Киевьскаго великаго князя Игоря Ольговича инока». Данная редакция Жития помещена в рукописном сборнике 1633 г. Германа (Тулупова): сначала ошибочно под 11 февраля, затем под 27 ноября – день памяти князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича (Российская государственная библиотека); под 5 января – в Милютинских Четьих-Минеях; под 5 июня – в Четьих-Минеях митрополита Димитрия Савича (Туптало). На известность Жития Игоря Ольговича среди православных в Речи Посполитой указывает упоминание о нём в Густынской летописи, составленной в первой половине XVII в., после 1608 г. (Полное собрание русских летописей, том 40). Проложное Житие Игоря Ольговича впервые помещено в печатном Прологе 1662 г. Особая «Повесть о убиении блаженного Игоря» сохранилась в редакции Киево-Печерского патерика, созданной в середине XVII в. архимандритом Киево-Печерского монастыря Иосифом (Тризной). Её источником была южнорусская летопись типа Ипатьевской. В «Повести...» рассказывается, что перед гибелью Игорь Ольгович молился перед иконой Божьей Матери «Умиление», впоследствии получившей название Игоревская. В XIX в. икона находилась в приделе св. апостола Иоанна Богослова, позднее – в алтаре над жертвенником в приделе первомученика Стефана в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Исследователи полагают, что сюда икона могла попасть в середине XIII – XV вв., когда в Киево-Печерский монастырь из разрушенных церквей города был перенесён ряд почитаемых икон. Особо бережное отношение к реликвии в этой обители объясняется тем, что в синодике монастыря «схимон(ах) Игнатий» был записан среди «князей черниговских, ктиторов святыя обители Киево-Печерские» (Российская государственная библиотека). После 1917 г. местонахождение иконы неизвестно. Под 19 сентября память князя-инока помещена в Месяцеслове Симона (Азарьина; Российская государственная библиотека, Московская духовная семинария, середина 1650 гг.), под 9 сентября – в Кайдаловских святцах конца XVII в. Память Игоря Ольговича внесена в «Любопытный месяцеслов полный» (М., 1794, 1795 гг.), что говорит о том, что к концу XVIII в. уже состоялась его общерусская канонизация. В службе святому он называется князем-страстотерпцем, уподобляется архидиакону первомученику Стефану.

 



 
PR-CY.ru