ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ - Страница 4

Митрополит Климент, на следующее утро оповещённый новгородцами о случившемся, запретил разглашать о чуде («повеле потаити такую благодать») и послал игумену Феодоровского монастыря Ананию, который, облачив нагое тело страстотерпца, совершил отпевание. В тот же день Игорь Ольгович был погребён в киевском Симеоновском монастыре – родовой обители потомков великого князя Святослава Ярославича, деда Игоря Ольговича. Когда князь Изяслав узнал о расправе, то «печален бысть» и поклялся, что он «не повелел, ни науцил» (Полное собрание русских летописей, том 1). В 1150 г. князь Святослав Ольгович торжественно перенёс останки брата в родовую усыпальницу черниговских князей – «терем» (башню) Преображенского собора Чернигова. Перенесение останков Игоря Ольговича в Чернигов положило начало его местному почитанию. По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачёва, в 1150 г. по заказу Святослава Ольговича было написано Житие Игоря Ольговича по образцу Жития св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, тогда же состоялась местная канонизация святого (М.Н. Бережков писал о том, что память Игоря Ольговича чтилась в Черниговской земле «наряду с именами святых страстотерпцев Бориса и Глеба»). Житие Игоря Ольговича (как предполагали Михаил Дмитриевич Присёлков и Д.С. Лихачёв) было включено в черниговскую летопись – один из источников Ипатьевского свода. В последнем читаются фрагменты предполагаемого древнего Жития Игоря Ольговича, отличающиеся от остального повествования агиографическим характером: молитвы св. князя перед кончиной, рассказ о том, что киевляне брали «на спасение себе» частицы «от крове его и от покрова, сущаго на нем», сообщение о чуде зажжения свечей над гробом страстотерпца (Полное собрание русских летописей, том 2; рассказ о чуде зажжения свечей содержит прямой выпад против митрополита Климента – ставленника князя Изяслава). Одной из главных тем черниговских произведений, посвящённых Игорю Ольговичу (Жития и летописного рассказа), было прославление князя, названного в летописи «добрым поборником отечества своего», как невинного мученика, ставшего жертвой предательства как князей, так и киевлян. В 1151 г. князь Святослав в память о брате назвал своего родившегося на Пасху сына Игорем (Георгием). Краткое Житие Игоря Ольговича было под 11 июля в Минее новгородского Софийского собора. Первоначально в синодиках Игорь Ольгович упоминался только как представитель черниговской династии князей. Его имя не фигурирует в перечне канонизированных русских князей во Вселенском синодике Успенского собора Московского Кремля 1684 г., однако Игорь Ольгович назван в числе русских святых в «Слове на Субботу сыропустную» в сборнике XV в. Рассказ о нём содержится в Хронографе Русской редакции 1512 г., созданном в 1516–1522 гг. Досифеем (Топорковым) в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре (Полное собрание русских летописей, том 22, часть 1).

 



 
PR-CY.ru