ИОАНН ПРЕСВИТЕР - Страница 9

Образ Иоанна Пресвитера был популярен в средневековой литературе, легенда о нём быстро слилась с легендой о Граале, во многом благодаря средневековым рыцарским романам. В «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха Иоанн Пресвитер назван сыном Фейрефица, «Иоанном-монахом», от которого пошли все христианские правители Востока. История Иоанна Пресвитера и его сына, «царя Давида», была включена Иоанном Хильдесхаймским в «Историю трёх царей. Иоанн Пресвитер упоминается в произведениях Альбрехта фон Шарфенберга, Лудовико Ариосто, Мигеля де Сервантеса, Франсуа Рабле, Уильяма Шекспира; в Новейшее время сюжеты, связанные с Иоанном Пресвитером, используются и в развлекательной литературе («Пресвитер Иоанн» Дж. Бьюкена 1910 г., и писателями-фантастами Т. Уильямсом, К. Сташефом, в романе «Баудолино» медиевиста и семиотика У. Эко, 2000 г. и др.). На Руси «Сказание об Индийском царстве», старославянский вариант послания Иоанна Пресвитера византийскому императору Мануилу Комнину, переведённый с греческой или латинской версии (вторая половина XII в.), получило распространение в XIII–XIV вв. Отрывок первой русской редакции «Сказания...» сохранился в составе «Сербской Александрии». В двух списках второй половины XV в. представлена вторая редакция (Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека). Во всех списках «Сказания...» (кроме Кирилло-Белозерского) текст письма Иоанна Пресвитера обрамлён прологом и заключением. Иоанн Пресвитер («царь и поп Иван») назван в нём «поборником по православной вере Христовой». В «Сказании...» присутствует описание ряда фантастических существ, очевидно, взятых из «Физиолога». В XIII–XIV вв. актуальность «Сказания...» для жителей Восточной Европы, как и в более раннем западноевропейском его варианте, могла обусловливаться потребностью в идеале могущественного православного государя, способного дать отпор мусульманам. В XIV в. присутствующий в «Сказании...» образ царя-священника был в сатирическом ключе использован в «Повести о Митяе» для насмешки над незаконным наместником митрополичьего престола Митяем (Михаилом). Существует также оспариваемое рядом исследователей мнение, что под влиянием «Сказания...» была написана былина о Дюке Степановиче. Лев Николаевич Гумилёв использовал упоминание в славянском «Сказании...» пустыни («песчаного озера») и горных отрогов как признаков царства Иоанна Пресвитера для подтверждения своей гипотезы о расположении государства царя-священника в Уйгурии, что, однако, представляется исследователям трудно доказуемым, поскольку рассказ о песчаном море присутствует и в латинской версии.



 
PR-CY.ru