ИОАНН ПРЕСВИТЕР - Страница 5

В декабре 1248 г. на Кипр прибыли два посла от сменившего Байджу-нойона Эльджигидея. Послы носили христианские имена Давид и Марк и сообщили, что Эльджигидей принял крещение и направлен на Запад ханом Гуюком, чтобы помочь христианам отвоевать Святую землю. 25 января 1249 г. монгольские послы были повторно приняты Людовиком IX и отплыли из Никосии в сопровождении трёх доминиканцев – Андрея из Лонжюмо, его брата Ги и Иоанна из Каркасона. Доминиканцы везли подарки от французского короля: священные сосуды, книги и шатёр – походную часовню, на стенах которой были изображены сцены Нового Завета. Когда послы прибыли ко двору хана, выяснилось, что Гуюк к тому времени скончался, к власти пришла его вдова, регентша Огуль-Каймыш; лишившийся покровителя Эльджигидей был арестован и казнён избранным великим ханом Мунке (1251 г.). Французские послы были приняты Огуль-Каймыш, желавшей упрочить своё шаткое политическое положение среди монгольской элиты. В апреле 1251 г. послы Огуль-Каймыш доставили в Кесарию Палестинскую письмо с требованием покориться и платить ежегодную дань. Миссия францисканца Гильома де Рубрука (1253–1255 гг.), воодушевлённого слухами о крещении сына Батыя Сартака, закончилась получением такого же письма от хана Мунке; Гильом де Рубрук сообщал, что Сартак христианином «не хочет называться, а скорее, как кажется, осмеивает христиан». Несовпадение идеалистических представлений о могущественных христианских полководцах с Востока и политической реальности особенно ярко проявилось во второй половине XIII в., когда появившиеся в Сирии монголы не нашли поддержки крестоносцев. Хотя нойон Китбуга, возглавлявший передовые силы ильхана Хулагу, был несторианином, правители государств крестоносцев предпочли заключить союз, направленный против монголов, с прежним противником – мамлюкским Египтом. Армия эмира Бейбарса зашла в тыл корпусу Китбуги и разгромила монголов в битве при Айн-Джалуте (3 сентября 1260 г.), что приостановило монгольскую экспансию на Ближнем Востоке, а Бейбарс, став султаном, постепенно захватил большую часть христианских владений на Святой земле. В этих условиях оформился новый вариант легенды об Иоанне Пресвитере, согласно которому монголы восстали против царя-священника, убили его и притесняли христиан. В «Хронике» Альбрика Труа-Фонтенского представлены две разные истории. Под 1221–1223 гг. сообщается, что «царь Давид» или его сын Иоанн Пресвитер разбил куманов (половцев) и русских (имеется в виду битва на реке Калке в 1223 г.) и после известия о потере Дамиетты крестоносцами вернулся на родину вместе с подданными-татарами, которые не являются ни христианами, ни язычниками.

 



 
PR-CY.ru