ИОАНН ПРЕСВИТЕР - Страница 2

Под 1145 г. хронист пересказывает услышанную в Риме от епископа сирийского города Габала Гуго (ум. в 1146/1147 г.) историю о христианском правителе дальних земель Востока: «...Некий Иоанн, который за Персией и Арменией далеко на Востоке живёт как царь и священник (rex et sacerdos) и является, как и народ его, христианином, но несторианином, начал войну против царей Мидии и Персии, братьев, прозываемых Самиардами, и разорил столицу их царства Экбатану. Означенные цари с войском персов, мидийцев и ассирийцев устремились навстречу ему и бились три дня, предпочитая смерть бегству. Пресвитер Иоанн – именно так принято его называть – в конце концов, сумел обратить персов в бегство и стал победителем в жесточайшем сражении. Говорят, что после этой победы означенный Иоанн направился на помощь Иерусалимской Церкви, готовый к битве, но, когда пришёл к (реке) Тигр, из-за отсутствия корабля не смог переправиться и повернул на север, где, как он знал, эта река в зимнее время покрывается льдом. Там несколько лет он прождал стужи, но мало что обрёл из-за температуры воздуха, по причине непривычной погоды утратив многих из войска, и был вынужден вернуться обратно. Полагают, что он действительно принадлежит к древнему роду, из которого происходили волхвы, что упомянуты в Евангелии, и правит теми же народами, наслаждаясь такой славой и изобилием, что, как говорят, не использует иного скипетра, кроме смарагдового». Как предполагают исследователи, христианский правитель, упомянутый Оттоном Фрайзингенским, может быть соотнесён с реальным историческим лицом – с Елюем Даши, киданьским полководцем, который покинул родину из-за экспансии тунгусских племен чжурчжэней. В первой трети XII в. Елюй Даши создал государство кара-киданей (кара-китаев) Западного Ляо, став его первым гурханом (1124–1143 гг.). Получив конфуцианское воспитание, он, очевидно, терпимо относился к различным вероисповеданиям; известно, что среди его подданных было много несториан. В битве в Катаванской степи (сентябрь 1141 г.) Елюй Даши нанёс поражение армии сельджукского султана Ахмада Санджара (1118–1157 гг.). Подтверждая эту гипотезу, Чарльз Бекингем интерпретировал встречающийся в некоторых рукописях «Хроники...» Оттона Фрайзингенского вариант «Saniardos» (вместо «Samiardos», Самиарды) как указание на подданных Санджара. Во второй половине XII в. широкое распространение получило послание, якобы отправленное Иоанном Пресвитером византийскому императору Мануилу I Комнину. В «Послании пресвитера Иоанна» описываются владения Иоанном Пресвитером в «трёх Индиях» – «от внутренней Индии, где покоится тело святого апостола Фомы..., до самой Вавилонской башни», упоминается о подчинении ему 72 областей, из которых не все являются христианскими, и 72 царей, правящих этими землями.

 



 
PR-CY.ru