ИОАНН ПРЕСВИТЕР - Страница 4

Согласно письму Жака де Витри папе Римскому Гонороию III (апрель 1221 г.), во время осады Дамиетты в руки христиан попало сочинение на арабском (в других вариантах на халдейском) языке, вскоре переведённое на латынь и старофранцузский язык, где сообщалось о вторгшемся в земли сарацин «царе Давиде». Вера в то, что христианская «армия Давида» вскоре окажет помощь крестоносцам, очевидно, повлияла на решение кардинала Пелагия отвергнуть предложенный египетским султаном аль-Камилем выгодный мирный договор, что впоследствии привело к потере всех завоеваний пятого Крестового похода. Исследователям представляется вероятным, что «Повесть о Давиде...» могла быть написана по прямому указанию кардинала Пелагия, сторонника продолжения военных действий в Египте. Сведения о победах «царя Давида» приводит в «Хронике» ещё один участник пятого Крестового похода Оливер Схоластик, епископ Падерборнский. В Западной Европе эта информация способствовала росту надежд на монголов как на силу, способную оказать помощь крестоносцам. В 1221 г. папа Гонорий III сообщил католическому духовенству, что богобоязненный «царь Давид, прозывающийся в народе пресвитером Иоанном» («rex David, qui vulgo dicitur Presbyter Johannes»), сразился с «султаном Персии» («soldano Persidis»), завоевал его земли и находится в десяти днях пути от Багдада; в это же время грузины («георгианы») выступили против сарацин. Войной с «сарацинами» ошибочно названо нападение монголов на Грузию зимой 1220/1221 г. (кардинал Пелагий, не учитывая случившегося, требовал от грузинского царя Георгия IV Лаши прислать воинов в Дамиетту). Разорение ханом Батыем русских княжеств поколебало представления о монголах как о воинах «царя Давида»; решающую роль в крушении иллюзий сыграли разгром монголами объединённой армии польских княжеств, военно-монашеских орденов тамплиеров и госпитальеров и Священной Римской империи в битве при Легнице (9 апреля 1241 г.) и опустошение Батыем католической Венгрии (1241–1242 гг.). Несмотря на то что многие представители монгольской знати и приближённые великих ханов были христианами (несторианами), с этого времени монголы стали ассоциироваться с нечестивыми народами Гог и Магог (Mongoli – Magogoli), порождением ада, «Тартара» (Tartari – imo Tartarei). Папские послы, Асцелин и Плано Карпини, указывали, что монголы являются язычниками и настроены враждебно по отношению к Римской церкви. 22 ноября 1248 г. папа Римский Иннокентий IV ответил на письмо монгольского наместника Ирана Байджу-нойона посланием «Viam agnoscere veritatis», упрекнув монголов за упорство в язычестве. Папа призвал их прекратить кровопролитие и отказаться от угроз христианам. Вступив в войну с мусульманскими государствами на территории Ирака и Ближнего Востока, монголы попытались установить контакт с французским королём Людовиком IX Святым.

 



 
PR-CY.ru