ИОАНН МОСХ - Страница 7

Стилю этого произведения чужда искусственная риторика, повествования звучат так, как они могли звучать в устах монахов, беседующих с автором. Иоанн Мосх является одним из немногих авторов этого периода, язык которого настолько приближается к разговорному, что в его текст проникают слова, редко встречающиеся в литературе того времени. Такие особенности стиля привлекали внимание лингвистов, видевших в языке «Луга духовного» одну из основных причин его популярности в византийском мире. Сочинение Иоанна Мосха являет собой срез истории христианских церквей и монашества конца VI – начала VII вв. В нём получили отражение события, описанные также в трудах его современника историка Евагрия Схоластика. Некоторые главы его «Церковной истории» параллельны повествованиям Иоанна Мосха. Глава 197 «Луга духовного» является отголоском истории Руфина о святителе Афанасии I Великом, игравшем в детском возрасте в епископа. Из хроники Иоанна Малалы взята глава 38, повествующая о смерти императора Анастасия I. Глава 145 о Константинопольском патриархе Геннадии I восходит к «Истории» Феодора Анагноста. Многочисленны параллели с сочинениями Кирилла Скифопольского (первая половина VI в.). Рассказ главы 83 похож на эпизод из §12 Жития св. Феогния, епископа Виталийского. Глава 85 «Луга духовного» отражает рассказ из «Похвального слова св. Феодосию» Феодора Петрского. «Однако, как отмечают исследователи, более вероятно, что Мосх записал эти истории со слов рассказчиков, и что использование этих письменных источников не было прямым». Глава 192 «Луга духовного» за исключением небольших деталей идентична повествованию из «Собеседований о жизни и чудесах италийских отцов» Григория Великого. Издатель «Собеседований...» A. де Вогюэ, относящий их составление к 593–594 гг., видит в факте совпадения повествований одно из свидетельств мгновенного распространения сочинения святителя Григория. Однако Ф. Кларк, вновь поставивший вопрос об авторстве святителя, считает, что именно в «Собеседованиях...», появившихся, по его мнению, в конце VII в., был воспроизведён рассказ из «Луга духовного». История распространения текста «Луга духовного» тесно связана с «Apophthegmata Patrum». В разных рукописях главы «Apophthegmata Patrum» встречаются в тексте «Луга духовного». Несколько эпизодов «Луга духовного» цитируются историком IX в. Георгием Амартолом, представителем так называемой школы монашеской хроники. Наиболее широко повествования «Луга духовного» были использованы в средневековой греческой духовной антологии «Эвергетин» (XI в.), которая сохранилась более чем в 50 рукописях и издана Макарием Нотарой и Никодимом Святогорцем в 1783 г. Из «Луга духовного» в «Эвергетин» включены главы 13, 17, 20, 34, 100, 152 (части 4, 6 и 8), 204, 210, 211, 217, 219.



 
PR-CY.ru