ИОАНН МОСХ - Страница 4

Грузинскую версию содержат рукописи X в. из Иверского монастыря на Афоне и две синайские, X и XIII вв. Древность рукописей и архаичность языка грузинского текста привели Шалву Исаковича Нуцубидзе к убеждению, что Иоанн Мосх был грузинского происхождения, и к нему непосредственно восходят и грузинские, и греческие тексты «Луга духовного» (эта теория была подвергнута критике Ж. Гариттом). В арабской версии «Луга духовного», носящего в рукописях наименование «Книга сада» и приписываемого Софронию, некоторые главы сокращены, а другие, напротив, расширены. Порядок глав отличен от греческого текста. На эфиопский язык главы из «Луга духовного» были переведены в составе «Патерикона», изданного В. Аррасом, где они приписываются Софронию Иерусалимскому. Особенность эфиопского перевода заключается в тщательной монофизитской обработке тех глав, в которых отстаивается халкидонское исповедание. Три повествования из «Лимонария» входят в состав сирийской «Apophthegmata Patrum». Сборник историй, входящих в «Луг духовный», даёт представление о жизни христиан в Восточной Римской империи в VI–VII вв., о христианской нравственности, подвижничестве, ведущем к деятельному общению с Богом. В повествованиях затрагиваются разнообразные темы, актуальные в церковной среде того времени (литургические, обрядовые, догматические), и вместе с тем приводится фольклорный материал. Многие рассказы посвящены плотской и духовной брани, её необходимости и действенности в деле спасения. Отказ от брани лишает христианина благодатных даров Божьих. Пресвитер монастыря Конон при крещении женщины был обуреваем блудным помыслом; он покинул монастырь и воззвал к Иоанну Предтече, чтобы тот освободил его от брани с похотью. «Я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, сказал ему Иоанн Предтеча, но так как ты не захотел, я избавлю тебя от брани, но ты лишаешься и награды за подвиг». О любви к ближнему, доходящей до самопожертвования, рассказывается в главе 112. Глава 108 посвящена особому виду аскетического подвижничества мирян – воздержанию в браке: этот подвиг существовал уже с первых веков христианства. Пример подвига послушания представлен в главе 56: ученик, посланный старцем на работу, не притронулся к данному ему хлебу, ибо не получил от старца повеления принимать пищу. В «Луге духовном» многочисленны сказания о жизни святых, которым Господь открывает истину и которых Он наделяет способностью творить чудеса. О силе таинства крещения говорится в главе 198: «...Носящие печать крещения, хотя бы и получили его в расчёте на какое-либо благо, считаются крещёнными». В главе 176 приводится случай с иудеем, который находился при смерти в пустыне, но, желая предстать перед Господом христианином, умолил спутников крестить его; вместо воды они трижды посыпали голову юноши песком, произнося: «Крещается раб Божий...» Он воспрянул и смог продолжать путь.

 



 
PR-CY.ru