ИОАНН МОСХ - Страница 6

О том, что причащаться Святых Таин должно только в «святой кафолической и апостольской Церкви», – глава 178. Об отношении к Святым Дарам – главы 30, 79. Для догматических аспектов «Луга духовного» характерен строгий халкидонизм. Однако апологетические цели достигаются больше всего не посредством богословских рассуждений, а рассказами о чудесах, свидетельствующих, что истина на стороне халкидонитов. Хотя Иоанн Мосх и прямо предостерегает от уклонения в ереси и расколы, в особенности многочисленны предупреждения против севирианства. В осуждении ересей он следует церковной традиции, определённой Вселенскими соборами. О чествовании икон, которые спасают людей от бесовского обстояния и помогают хранить память о всемогуществе Божьем, о помощи Матери Божьей и св. угодников Божьих, – главы 45, 180, 81. На главы «Луга духовного», касающиеся почитания икон, ссылались Иоанн Дамаскин и вслед за ним отцы седьмого Вселенского собора. Путь паломничества, полное лишений и опасностей путешествие к святым местам, ведёт к отвержению мира, к усвоению подвижнического образа жизни. Иоанн Мосх говорит о паломнических маршрутах в Эфес для поклонения апостолу Иоанну, в Евхаиты к св. Феодору, в Селевкию Исаврийскую к св. Фёкле, в Ресафу (ныне город Эр-Русафа) к св. Сергию, в Константинополь. Особое внимание Иоанна Мосха привлекал высокий подвиг столпничества, пред которым преклонялось современное ему церковное общество. «Луг духовный» содержит сведения о Симеоне Столпнике Дивногорце, об Иулиане Столпнике. В «Луге духовном» получает освещение гражданская история. В нём отражена неспокойная обстановка в восточных провинциях Римской империи: набеги варваров и разорение обителей христианских подвижников вели нередко к тому, что монашеские подвиги увенчивались мученичеством. В главе 20 упоминается о войне в Африке с мавританами и поражении римского войска. Об административных нарушениях, взяточничестве говорится в главе 43. Как подметил Г. Чедвик, обращения к Священному Писанию в «Луге духовном» весьма немногочисленны. «Луг духовный» является органичной частью той церковной литературы VI–VII вв., для которой характерны широта агиографического и догматического интереса. Произведениями схожего жанра являются «Жизнеописания восточных святых» Иоанна Ефесского (ум. в 586 г.), «Собеседования» папы Григория I Великого (ум. в 604 г.), история палестинского монашества Кирилла Скифопольского. Ещё раньше правила жанра установили «Лавсаик» Еленопольского епископа Палладия и «История монахов в Египте».

 



 
PR-CY.ru