ИОАНН МОСХ - Страница 2

Иоанн Мосх завещал похоронить себя на Синае или, если варварские набеги не позволят этого сделать, в киновии Феодосия Великого. Для исполнения последней воли умершего друга Софроний отправился с его телом из Рима в Иерусалим и прибыл туда «в начале восьмого индиктиона». Иоанн Мосх был погребён на кладбище обители Феодосия Великого. «Восьмой индиктион» соответствует как сентябрю 619, так и сентябрю 634 г. Исследователи считают наиболее вероятной вторую дату, поскольку епископ Неаполя Кипрского Леонтий сообщает, что Иоанн Мосх при участии Софрония написал утерянное ныне Житие Иоанна Милостивого, который скончался не раньше ноября 619 г. Некоторые учёные высказали предположение, что под наименованием «Рим» автор предисловия к «Лугу духовному» имел в виду не Ветхий Рим, а Новый Рим, т.е. Константинополь. Эта гипотеза находит как сторонников, так и противников. Единственным дошедшим до нас сочинением Иоанна Мосха является «Луг духовный», или «Лимонарий» (другие названия: «Новый рай», «Синайский патерик»), он был написан совместно с Софронием, что давало иногда повод приписывать авторство Софронию. Однако, по мнению исследователей, «вопрос об авторстве Софрония должен быть разрешён в смысле его соавторства с Мосхом, причём Иоанну принадлежит самая существенная доля как по замыслу, так и по выполнению их общей работы». Именами обоих «Луг духовный» надписывается в некоторых греческих и славянских рукописях. В соавторстве с Софронием Иоанн Мосх написал также Житие Иоанна Милостивого, от которого сохранились лишь фрагменты в позднейшей переработке, приписываемой Симеону Метафрасту. О Житии сообщает другой биограф Иоанна Милостивого, епископ Неаполя Кипрского Леонтий: «Иные, опередив нас, прекрасно и высоко любомудрствовали о сем чудном муже и первосвященнике Иоанне, будучи сильны и делом, и словом, – говорю об Иоанне и Софронии, (людях) богобоязненных, любителях добродетели и борцах за благочестие». Житие и «Луг духовный» были написаны в Риме. Это устанавливается из жизнеописаний Иоанна Мосха и косвенно на основании того, что автор «Луга духовного» в восьми случаях говорит о своём втором египетском путешествии в прошедшем времени. Греческий текст «Луга духовного» был опубликован в 1624 г. Фронтоном дю Дюком, однако издано было только 115 глав. Издатель «Apophthegmata Patrum» Ж.Б. Котельер напечатал в 1681 г. остальную часть греческого текста. В 1865 г. Жак Поль Минь объединил издания Ф. дю Дюка и Ж.Б. Котельера, поместив параллельно с греческим текстом изданный в 1628 г. латинский перевод Амброджо Траверсари, который, по мнению исследователей, не всегда соответствует греческому оригиналу. До 1624 г. существовавшие печатные издания «Луга духовного» (1558, 1575, 1583, 1589, 1593, 1601, 1615, 1617 гг.) предлагали не греческий текст, а латинский перевод, сделанный в 1423 г. А. Траверсари.

 



 
PR-CY.ru