ИГНАТИЙ - Страница 6

Изображения святителей Леонтия, Исаии и Игнатия впоследствии стали центральными в иконографии Собора Ростовских святых: икона «Преподобный Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы» (середина XVI в., музей-заповедник «Ростовский кремль»); Боголюбская икона Божьей Матери («Моление о народе») с Ростовскими святыми (конец XVI – начало XVII вв., Русский музей); икона «Богородица с Младенцем в молении Ростовских чудотворцев» (XVII в., музей Андрея Рублёва); Боголюбская икона Божьей Матери с припадающими Ростовскими чудотворцами (конец XVII в., музей-заповедник «Ростовский кремль»); Богоматерь с Младенцем («Богоматерь Ростовская») с предстоящими Ростовскими святителями (вторая половина XVIII в., музей-заповедник «Ростовский кремль»; на верхнем поле надпись – «Богоматерь Ростовская») и др. На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из церкви Толгской иконы Божьей Матери в Ростове святые представлены в два ряда, Игнатий в первом ряду второй справа, в белом клобуке, с тёмно-русой заострённой бородой. В XVII – начале XX в. были широко распространены иконы Божьей Матери с Младенцем в предстоянии Ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия. Это – новый сравнительно с созданным во второй половине XV в. вариант иконографии первых Ростовских святителей, где Богоматерь изображается близко стоящей к святителям, склонив к ним голову. Лик Младенца и Его благословляющая десница также обращены к предстоящим. Игнатий показан за Исаией или впереди него за Леонтием. Большинство известных в настоящее время икон этого типа датируются XVII – первой половиной XVIII вв. (Исторический музей, музей Андрея Рублёва, Архангельский областной краеведческий музей, музей-заповедник «Ростовский кремль»). Исторически засвидетельствовано, что с образом этой иконографии жители Ростова встречали в 1613 г. избранного на царство Михаила Фёдоровича Романова, ехавшего из Костромы в Москву. Подобный образ получил в благословение из рук Тихона (Беллавина) император Николай II, посетивший Ростов во время поездки по древнерусским городам и вотчинным землям бояр Романовых (15–27 мая 1913 г.). С историческими событиями связана и икона «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645 г., с дополнениями XVIII и XIX вв., музей-заповедник «Ростовский кремль»), которая, согласно надписи на её нижнем поле, была создана при Ростовском митрополите Варлааме и по его благословению поставлена «над вратами града» (очевидно, в башне над воротами Петровского въезда земляной крепости, 1632 г.), а в 1743 г. по благословению митрополита Арсения (Мацеевича) перенесена в ростовскую церковь Всех святых. По мнению исследователей, при поновлении в середине XVIII в. во втором ряду были дописаны Ростовские чудотворцы.

 



 
PR-CY.ru