ИГНАТИЙ - Страница 5

Например, на трёхрядной иконе «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д.И. Усова (1565 г., Третьяковская галерея) Игнатий представлен в святительских одеждах и в белом клобуке, как и рядом стоящие святители Леонтий и Исаия Ростовские. На левой створке складня «София Премудрость Божия, с избранными святыми» (вторая половина XVI в., Третьяковская галерея) Игнатий написан за Леонтием, в небольшом повороте вправо, в крещатой фелони и белом клобуке, поддерживает руками Евангелие. На обороте двухсторонней иконы-таблетки из Суздаля (вторая половина XVI в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник), согласно сохранившимся надписям, изображены Ростовские чудотворцы: Игнатий (слева), Исаия и Авраамий. Игнатий, по мнению исследователей, ошибочно, изображён в шапке (митре), что характерно для иконографии Иакова Ростовского, фелонь красноватого цвета (форма бороды типична для Игнатия). Этот вариант иконографии Игнатия больше не встречается. Широко распространены изображения Игнатия вместе со святителями Леонтием и Исаией Ростовскими, которые почитались как «незыблемое утверждение, крепкое ограждение» православной веры. К ранним произведениям относится икона этих трёх святителей конца XV – начала XVI вв. (музей-заповедник «Ростовский кремль»). По мнению исследователей, это – один из первых списков иконы второй половины XV в., созданной ко времени прославления Ростовских митрополитов. Святители изображены фронтально, в рост, в светлых епископских облачениях и белых клобуках, держат в руках Евангелия и отличаются некоторыми особенностями внешнего облика (так, борода Игнатия тёмно-русая, сужающаяся книзу). Образы святителей Леонтия, Исаии и Игнатия, которых отличают белые клобуки, в иконописи второй половины XV в. были выделены в особый извод. В последующие века иконы трёх Ростовских святителей встречаются как в Ростовской епархии, так и за её пределами. В конце XVII в. в ризнице Успенского собора в Ростове находились три иконы святителей Леонтия, Исаии и Игнатия (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Археологический музей-заповедник «Ростовский кремль»). В ризнице собора хранились реликвии: «Три клобука шёлковых белых вязаных Леонтия, Исаии, Игнатия ростовских чудотворцев»; в музейной описи Успенского собора 1922 г. эти клобуки были датированы XVI–XVII вв. (музей-заповедник «Ростовский кремль»). Три Ростовских святителя представлены на обороте двухсторонней иконы-таблетки второй половины XVI в., на прориси с иконы XVI в. (Русский музей), на иконе конца XVIII в. (около 1791 г., Исторический музей). На многочисленных образках XIX – начала XX вв., выполненных в технике живописи по эмали (ростовская финифть), часто встречается такой извод иконографии.

 



 
PR-CY.ru