ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - Страница 5

К этому периоду непосредственно примыкают предшествующие ему как содержательно, так и хронологически Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни Страстной седмицы включают в название слово «великий» – Великий понедельник, Великий вторник и т.д. Это время воспоминания событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову, – Его последних поучений в Иерусалиме, предательства Иуды, ареста, суда над Господом и Его Распятия. Богослужение этих дней, как и последующей Пасхи, не повторяется более никогда в году и является его вершиной. Пасхальное богослужение совершается во все дни Светлой седмицы. В эти дни повторяется пасхальное последование (с незначительными изменениями), соединяемое с воскресными последованиями Октоиха. Время от Недели Антипасхи до Вознесения называется попразднством Пасхи, однако пасхальное последование поётся только в воскресные дни этого периода (кроме Антипасхи) и в день отдания Пасхи (в среду шестой седмицы), соединяясь с обычным богослужением этих дней; в остальные дни попразднства Пасхи из пасхальных песнопений исполняются лишь отдельные тексты (тропарь Пасхи, тропарь «Воскресение Христово видевше» и др.). Таким образом, общая структура памятей годового подвижного богослужебного круга включает: 1) подготовительный период к Великому посту (где свои службы имеют Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная вселенская заупокойная суббота, Мясопустная неделя и Сырная седмица (уже являющаяся периодом предварительного поста), которая заканчивается субботой Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, и Сыропустной неделей); 2) период Великого поста (состоящий из шести седмиц, каждая заключается своей неделей: Православия, Григория Паламы, Крестопоклонной, Иоанна Лествичника, Марии Египетской, Входа Господня в Иерусалим; кроме недель особыми днями являются субботы поста (в первую очередь, первая, пятая и шестая – великомученика Феодора Тирона, Акафиста и Лазарева), среда и пятница четвёртой и четверг пятой седмиц, а отчасти и будние дни первой седмицы); 3) период Страстной седмицы (к которому примыкают Лазарева суббота и неделя Входа Господня в Иерусалим); 4) период Пятидесятницы (открывающийся Светлой седмицей и продолжающийся затем ещё шесть седмиц, каждая из которых начинается своей неделей: Антипасхи, жён-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, отцов седьмого Вселенского собора; к особым дням периода Пятидесятницы относятся также праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня, дни отдания Пасхи, Преполовения и Вознесения, заупокойная Троицкая вселенская суббота); 5) сам праздник Пятидесятницы, его попразднство (включая понедельник Святого Духа на следующий день после праздника), отдание и Неделя всех святых. Все воскресенья, а также субботы и особые дни годового подвижного богослужебного круга (в том числе дни Сырной, Страстной и Светлой седмиц) имеют уникальный богослужебный устав; устав первых двух седмиц подготовительного периода к Великому посту обычный (но устав намеренно облегчает устав всего подготовительного периода к Великому посту в целом – сокращается число кафизм на утрене и др.); в седмичные дни Великого поста служба идёт по великопостному чину, характеризуемому обилием земных поклонов, своеобразным строем служб и др. (см. ст. Великий пост); богослужение большинства дней Пятидесятницы сходно с богослужением попразднства двунадесятого праздника в месяцеслове (эти попразднства относятся к предшествующим памятям Цветной Триоди), хотя и имеет свои особенности.

 



 
PR-CY.ru