ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - Страница 4

Как и в случае с воскресными днями, памяти, по мнению исследователей, были перенесены на эти субботы с соответствующих дней праздников неподвижного богослужебного круга (например, связь субботы Акафиста с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы для исследователей очевидна – в обеих службах звучат общие песнопения). Впрочем, исследователи полагают, что возможно иное объяснение установления этих памятей. В некоторых древних литургических традициях (например, восточно-сирийской) большинство памятей святых изначально являлись подвижными, поэтому исследователи полагают, что возможны некоторые из памятей суббот и недель годового подвижного богослужебного круга (например, жён-мироносиц) сохранились как след древней практики связывать важнейшие праздники не с датой по юлианскому календарю, а с годовым подвижным богослужебным кругом (подробнее см. ст. Год церковный). Ещё две субботы Постной Триоди, имеющие совершенно особый богослужебный чин, принадлежат к циклу Страстной седмицы. Два дня вселенского (максимально полного) поминовения усопших (суббота мясопустная перед Мясопустной неделей и суббота перед Пятидесятницей, также называемая Троицкой) принадлежат к годовому подвижному богослужебному кругу. Заупокойную тематику имеют и вторая, третья и четвёртая субботы Великого поста, но в Мясопустную и Троицкую субботы главной темой богослужения является поминовение усопших, тогда как в субботы Великого поста – прославление всех святых, а поминовение усопших становится второстепенной темой. При совпадении с памятью великого святого или с праздником заупокойная служба Мясопустной и Троицкой суббот не отменяется, но или праздничная служба, или заупокойная служба самой субботы переносится на другой день (см. ст. Вселенская суббота). В прочие заупокойные субботы (субботы поста) совершается обычное заупокойное богослужение, аналогичное богослужению по главе 13 Типикона (за исключением того, что прибавляются песнопения Триоди), которое при совпадении с памятью великого святого или с праздником отменяется (см. ст. Заупокойное богослужение). В связи с тем, что в период от Лазаревой субботы до Антипасхи устав отменяет гласное поминовение усопших (панихиды, литии, заупокойные ектении), кроме негласного на литургии и (при необходимости) отпеваний, в Русской церкви возникла традиция (не отмеченная в богослужебных книгах) совершать поминовение усопших во вторник второй седмицы после Пасхи, этот день называется Радоницей. Ещё один важный структурный элемент годового подвижного богослужебного круга – четверг пятой седмицы Великого поста, когда на утрене полностью исполняется Великий канон Андрея Критского (Иерусалимский устав определяет петь Великий канон по частям также и на повечериях первых четырёх дней первой седмицы Великого поста). С понедельника после праздника Входа Господня в Иерусалим начинается особый период в богослужении православной церкви, который продолжается до праздника Пасхи и носит название Страстной седмицы.

 



 
PR-CY.ru