ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ

ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ – в православной церкви одна из составляющих круга праздников церковного года. Праздники и воспоминания годового подвижного богослужебного круга (в отличие от праздников и воспоминаний годового неподвижного богослужебного круга) не приурочены к датам по солнечному календарю, а зависят от праздника Пасхи, не имеющего фиксированной даты по солнечному календарю (она рассчитывается по солнечно-лунному циклу пасхалии). В разные годы православная Пасха может приходиться на дни с 22 марта по 25 апреля (старого стиля). Пасхе предшествуют периоды приготовления и покаяния (т.е. подготовительный период к Великому посту и период Великого поста) и воспоминания скорбных событий предания Христа на смерть и Его Распятия (период Страстной седмицы) и последует радостный период Пятидесятницы, посвящённый празднованию Воскресения Христова и событий, непосредственно с ним связанных, – Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа на апостолов. Этот радостный период заканчивается воскресеньем после праздника Пятидесятницы, когда празднуется память Всех святых. Как и в седмичном и годовом неподвижном кругах, воспоминания дней годового подвижного богослужебного круга сосредоточены в гимнографических песнопениях и библейских и святоотеческих чтениях, составляющих изменяемые части служб суточного круга. Гимнографические последования годового подвижного богослужебного круга и ветхозаветные чтения этого периода содержатся в Триоди, традиционно разделяемой на Постную и Цветную. Постная Триодь охватывает период Великого поста и Страстной седмицы, до вечерни в день Великой субботы, Цветная Триодь – период Пятидесятницы, от Пасхи до Недели всех святых. Своё название Цветная Триодь получила от праздника Входа Господня в Иерусалим (Недели ваий, называемой также Цветной неделей), т.к. в ранней традиции (в Русской церкви сохранявшейся до середины XVII в.) вторая часть Триоди начиналась не с последования Пасхи, а со службы Лазаревой субботы, тесно связанной с праздником Входа Господня в Иерусалим. Традиционное наименование Цветной Триоди в сербском церковном обиходе «Триод Лазаревац» также указывает на начало Лазаревой субботы. Цветная Триодь, когда она начинается с Пасхи, может называться «Пентикостарион» (Пятидесятница; в Греческих церквах принято именно это наименование, тогда как Постная Триодь называется просто Триодью). Из-за постоянного использования за богослужением Триоди ту часть года, которая содержит памяти и праздники годового подвижного богослужебного круга, называют также «периодом пения Триоди» в отличие от «периода пения Октоиха» – всего остального времени года. Устав богослужения годового подвижного богослужебного круга описывается в двух главах Типикона – 49-й (для Триоди Постной) и 50-й (для Триоди Цветной). Пятьдесят первая глава содержит устав апостольского (Петрова) поста, начинающегося сразу после Недели всех святых.

 



 
PR-CY.ru