ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - Страница 2

Основную структуру годового подвижного богослужебного круга формируют несколько важнейших в году Господских праздников. Главный из них – Пасха, «праздников праздник»; вслед за ней по значимости идут три двунадесятых Господских праздника годового подвижного богослужебного круга: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через сорок дней после Пасхи), Пятидесятница (называемая также Троицей, воспоминание Сошествия Святого Духа). К Господским двунадесятым праздникам примыкает неделя Антипасхи, которая хотя и не относится формально к двунадесятым праздникам, но близка к ним по своему уставу. Также к Господским праздникам годового подвижного богослужебного круга относится Преполовение Пятидесятницы (уставные особенности его богослужения позволяют отнести Преполовение к средним или даже к малым праздникам, тем не менее, Преполовение имеет семидневное попразднство с отданием), а в широком смысле – все воскресенья годового подвижного богослужебного круга. Воскресные дни годового подвижного богослужебного круга являются важнейшим элементом его структуры. Тема, заданная в богослужении того или иного воскресенья, часто становится темой всей следующей седмицы. Среди недельных памятей годового подвижного богослужебного круга исследователи выделяют три основные категории. К первой принадлежат недели, темы богослужения которых связаны с евангельскими чтениями воскресной литургии. В годовом подвижном богослужебном круге шесть таких недель, три до Пасхи: неделя мытаря и фарисея (литургийное Евангелие: Лк. 18:10–14), неделя блудного сына (литургийное Евангелие: Лк 15. 11-32), мясопустная неделя, или Неделя о Страшном Суде (литургийное Евангелие: Мф. 25:31–46) – и три после: неделя расслабленного (литургийное Евангелие: Ин. 5:1–15), неделя самаряныне (литургийное Евангелие: Ин. 4:5–42), неделя слепого (литургийное Евангелие: Ин. 9:1–38). В то время как структура церковного года в целом, а также лекционарной системы в православном богослужении во II тыс. н.э. основывается на послеиконоборческой константинопольской богослужебной традиции, гимнографические последования Постной Триоди сохранили следы влияния древнего иерусалимского богослужения. Эта традиция имела отличную от современной лекционарную систему. В частности, в воскресные дни Великого поста читались: во вторую неделю – притча о блудном сыне (Лк. 15:11–32), в третью – притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее (Лк. 18:1–14), в четвёртую – притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25–37), в пятую – притча о богатом и о Лазаре (Лк. 16:19–31). Таким образом, чтение, например, притчи о блудном сыне в иерусалимской традиции располагалось внутри Великого поста. И хотя после IX в. православный мир повсеместно перешёл на послеиконоборческую константинопольскую лекционарную систему, развитие тем евангельских чтений согласно древней иерусалимской лекционарной системе до настоящего времени можно найти в песнопениях Постной Триоди (в канонах воскресной утрени (во вторую – пятую недели поста) и в некоторых песнопениях третьей – шестой седмиц поста, прежде всего, в самогласнах дня).

 



 
PR-CY.ru