ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - Страница 3

Таким образом, в результате взаимодействия различных богослужебных традиций состав Постной Триоди стал таким, что, например, темы притч о мытаре и фарисее и о блудном сыне возникают в Триоди дважды. Ко второй категории исследователи относят те воскресенья годового подвижного богослужебного круга, памяти которых непосредственно не связаны с евангельскими чтениями: Сыропустную неделю (воспоминание изгнания Адама из рая), Неделю православия (память утверждения иконопочитания в 843 г.; песнопения и литургийные чтения этого дня сохранили и древнюю память Всех святых пророков), Неделю Григория Паламы (в память утверждения учения Григория Паламы о Божественных энергиях), Крестопоклонную неделю (празднование в честь Креста Господня; в Константинополе с этого дня начиналось усиленное приготовление оглашаемых к таинству крещения; с Крестопоклонной неделей связано так называемое средопостие – среда последующей седмицы, когда (как и в пятницу этой седмицы) совершается поклонение Кресту), Неделю жён-мироносиц, память седьмого Вселенского собора 787 г. в седьмую неделю после Пасхи, неделю всех святых. В практике Русской и некоторых других поместных церквей следующее воскресенье после Недели всех святых отмечено соборной памятью всех национальных святых (см. ст. Всех святых, в земле Российской просиявших неделя). Эти последования не входят в состав Триоди (например, последование русских святых помещается в служебной Минее за май или июнь) и, таким образом, формально не относятся к памятям годового подвижного богослужебного круга. Третью категорию воскресений годового подвижного богослужебного круга образуют недели, памяти которых связаны с близкими к ним памятями годового неподвижного богослужебного круга: как в различных редакциях Студийского устава, так и в принятом ныне Иерусалимском уставе это памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской, великих учителей поста и молитвы, – в четвёртое и пятое воскресенья Великого поста (константинопольский Типикон Великой церкви IX–Х вв. указывал для этих воскресений памяти святителя Дометия и мученика Зиновия аналогично памяти священномученика Поликарпа Смирнского во второе воскресенье Великого поста). Установление этих памятей связано, как полагают исследователи, с древней традицией переноса праздничных служб с будних дней на субботы и воскресенья поста; указание на это присутствует в некоторых редакциях Студийского устава. Перенесение памятей было вызвано желанием сохранить уникальный характер богослужений седмичных дней Великого поста, т.к. совершение праздничных служб в честь почитаемых святых может не соответствовать общему покаянному настрою великопостного богослужения. Определённые памяти, связанные с годовым неподвижным богослужебным кругом, закреплены за некоторыми субботними днями Великого поста. Это памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в сырную субботу; великомученика Феодора Тирона в субботу первой седмицы поста и Похвалы Пресвятой Богородицы в субботу Акафиста.

 



 
PR-CY.ru