ЕВФРОСИНИЯ Полоцкая - Страница 11

В пещерных храмах Киево-Печерской лавры есть росписи с образом Евфросинии Полоцкой, выполненные в реалистической манере в середине XX в. (поновлены в начале XXI в.), по мнению исследователей, на основе более ранней стенописи, уже существовавшей в середине XIX в. В церкви во имя преподобного Феодосия в Дальних пещерах на своде написан ростовой образ Евфросинии Полоцкой, на стене в подземной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – фронтальная фигура Евфросинии Полоцкой  в монашеской одежде, в левой руке – книга, правая прижата к груди. Узнаваемый образ Евфросинии Полоцкой, в апостольнике и клобуке, с наперсным крестом, посохом и чётками в руках, без подписи, помещён в композиции Собора чудотворцев Дальних пещер в стенописи 1900–1902 гг. перед входом в лавру (иконописец В. Сонин). Ко времени перенесения мощей Евфросинии Полоцкой относится икона (около 1910 г., музей истории религий), где святая изображена поколенно, в близкой к «киево-печерскому» изводу позе, но с другими атрибутами: большим шестиконечным крестом, воспроизводящим крест 1161 г., ветвью и чётками, на обороте автограф, свидетельствующий о том, что икона была подарена великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, которая участвовала в торжествах перенесения мощей Евфросинии Полоцкой из Киево-Печерской лавры в полоцкий Евфросиниев монастырь 22 мая 1910 г., великой княжне Ольге, старшей дочери императора Николая II («Дорогой Ольге от тети Элла 1910 Май 22»). Примером паломнической реликвии, изготовленной к этому событию, является небольшой образок на жести (около 1910 г., Исторический музей). На эмалевом образке 1915 г. (музей истории религий) представлена полуфигура Евфросинии Полоцкой  со склонённой к левому плечу головой, с крестом в правой руке и ветвью в левой, в правом верхнем углу – благословляющий Иисус Христос, на обороте – надпись на красном бархате: «Благословение Преподобной Евфросинии Игумении Княж(ны) Полоц(кой) Ее И(мператорскому) В(ысочеству) В(еликой) Княжне Ольге Николаевне. 1915 г.». Подобные произведения ростовской финифти создавались в 1915–1920 гг. (музей-заповедник «Ростовский кремль»), когда после начала Первой мировой войны мощи Евфросинии Полоцкой  были эвакуированы в Ростов и находились в Авраамиевом Богоявленском монастыре. Во второй половине XIX – начале XX в. были широко распространены списки почитаемого образа Евфросинии Полоцкой из Евфросиниева монастыря, который датируется с XII по XVI вв. Икона утрачена после 1917 г., но её иконография и отчасти стиль повторяются в сохранившихся образцах иконописи, монументальной живописи, графики. На первообразе Евфросиния Полоцкая была представлена в рост, стоящей на облаке, в монашеском одеянии, с наперсным крестом, в деснице – крест 1161 г., чётки на локте, в левой руке – белая лилия, на слегка склонённой вправо голове – закрытый венец, два слетающих с небес ангела венчают её зубчатой короной. Под фигурой – пейзаж с видами полоцких храмов и монастырей. В формировании этого извода использованы мотивы католического церковного искусства (коронование, зубчатая корона западноевропейского типа, лилия – символ духовной и телесной чистоты, реалистическая трактовка образа).

 



 
PR-CY.ru