ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ - Страница 7

В последующих редакциях Иерусалимского устава самогласны Евфимии Всехвальной переносятся с вечерней стиховны и включаются в число хвалитных стихир (на стиховне поются стихиры праздника), число славников-самогласнов увеличивается до четырёх. На утрене после третьей песни канона назначается кондак Креста, после шестой – кондак Евфимии Всехвальной. В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.) на утренней стиховне указаны стихиры Октоиха, что отличает его от других редакций. Начиная с XVI в. в русских рукописных и печатных Типиконах 16 сентября ставится знак «3 точки в полукруге», что означает шестеричную службу; в зависимости от системы знак мог быть красным или чёрным. Память Евфимии Всехвальной 11 июля отмечается уже в Типиконе Великой церкви вместе с памятью св. отцов четвёртого Вселенского собора. Совершается та же служба Евфимии Всехвальной, что и 16 сентября. В Студийско-Алексиевском Типиконе 11 июля соединяются последования Евфимии Всехвальной и Октоиха. Признаки торжественности службы, тропарь Евфимии Всехвальной, служба на литургии совпадают с теми, что характерны и для памяти 16 сентября. На службе на память св. отцов четвёртого Вселенского собора, отмечаемой в воскресенье после памяти Евфимии Всехвальной, на вечерней стиховне поётся самогласная стихира Евфимии Всехвальной, содержащая одновременно прославление Вселенского собора. В последующих редакциях Студийского устава становится менее явной связь памятей Евфимии Всехвальной и св. отцов четвёртого Вселенского собора, т.к. празднование памяти последних привязывается к 16 июля (это указание есть уже на полях в списке Студийско-Алексиевского Типикона, Исторический музей, 1170 гг.). В Иерусалимском уставе память святых отцов шести Вселенских соборов предписывается совершать в Неделю до или после 16 июля, т.е. вне прямой связи с памятью Евфимии Всехвальной. В Евергетидском Типиконе последование Евфимии Всехвальной 11 июля в целом имеет тот же устав, что и 16 сентября, но на литургии после входа поются тропарь и кондак Евфимии Всехвальной (в системе Евергетидского Типикона это является свидетельством повышенного статуса памяти по сравнению с 16 сентября), указаны другие Апостол и Евангелие – Гал. 3:23–29, Мк. 5:24b–34. Мессинский и Георгия Мтацминдели Типиконы 11 июля содержат ссылку на 16 сентября; последование Евфимии Всехвальной соединяется с последованием Октоиха. В Иерусалимских Типиконах разных редакций 11 июля соединяются последования Евфимии Всехвальной и Октоиха, служба Евфимии Всехвальной в этот день совпадает с приведённой 16 сентября. С конца XVI в. 11 июля отмечается память княгини Ольги. До конца XVII в., как полагают исследователи, не существовало однозначного устава соединения этих последований: в рукописях и печатных изданиях богослужебных книг последование княгини Ольги или отнесено на повечерие, или соединено с последованием Евфимии Всехвальной; некоторые книги излагают службу княгине Ольге без связи с последованием Евфимии Всехвальной (как, например, в печатном издании Типикона 1641 г.). В московском издании Типикона 1682 г. и последующих службы Евфимии Всехвальной и княгине Ольге соединены, но на практике, как правило, поётся только последование княгини Ольги.

 



 
PR-CY.ru