ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ - Страница 6

Память Евфимии Всехвальной 16 сентября описана в Типиконе Великой церкви IX–XI вв., последование имеет ряд праздничных черт и включает тропарь на Пс. 50 третьего гласа «Яко нескверно тело соблюдши», прокимен четвёртого гласа из Пс. 67, Апостол – 2 Кор. 6:1–10, аллилуиарий со стихом из Пс. 100, Евангелие – Лк. 7:36–50, причастен Пс. 32:1. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., представляющему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, 16 сентября песнопения Евфимии Всехвальной соединяются с песнопениями Евиота Студийского и Октоиха; на утрене поётся «Бог Господь», последование включает тропарь четвёртого гласа, несколько самогласнов, светилен после канона, службу на литургии (совпадает с приведенной в Типиконе Великой церкви). Особенности последования и устава службы в этот день указывают на высокую степень торжественности памяти Евфимии Всехвальной. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. 16 сентября соединяются последования Евфимии Всехвальной и Октоиха. Последование Евфимии Всехвальной включает тропарь (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), несколько самогласнов и два цикла подобнов; устав службы предусматривает пение на вечерне прокимна дня, на утрене – «Бог Господь» с тропарём Евфимии Всехвальной и светильном после канона; утреня заканчивается по будничному чину. На литургии после входа поётся тропарь Евфимии Всехвальной с богородичном, чтения несколько отличаются от указанных в Студийско-Алексиевском Типиконе: Апостол – Рим. 8:14–21, аллилуиарий со стихом из Пс. 39, остальное – то же, что и в Типиконе Великой церкви. В Мессианском Типиконе 1131 г. 16 сентября последование Евфимии Всехвальной соединяется с последованием попразднства Воздвижения Креста Господня (в этом Типиконе попразднство Воздвижения продолжается до 21 сентября; в более архаичных студийских книгах празднование Воздвижения завершалось 15 сентября). В честь Евфимии Всехвальной исполняется сразу два тропаря: общий мученице четвёртого гласа, второй тропарь тот же, что в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах. На утрене после шестой песни канона поётся кондак Креста или Евфимии Всехвальной. На литургии служба та же, что и в Типиконе Великой церкви, за исключением аллилуиария, совпадающего с приведённым в Евергетидском Типиконе. В Типиконе Георгия Мтацминдели (около 1042 г.) устав службы Евфимии Всехвальной в целом такой же, как в Мессинском. В Иерусалимском уставе, начиная уже с древнейших редакций, служба Евфимии Всехвальной соединяется с попразднством Воздвижения Креста Господня. В рукописи XII–XIII вв. последование Евфимии Всехвальной включает тропарь, который употребляется и во всех остальных редакциях Иерусалимского устава 16 сентября. На вечерней стиховне поются самогласны Евфимии Всехвальной, на утренней стиховне – стихиры праздника, кроме того, ещё три самогласна святой поются на «Славу» в разных местах службы. Утреня заканчивается по будничному чину. На литургии блаженны из канона Воздвижения (песнь третья) и Евфимии Всехвальной (песнь шестая); чтения полностью совпадают с приведёнными в Мессинском Типиконе.

 



 
PR-CY.ru