ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ - Страница 2

Родители Евфимии Всехвальной погребли тело дочери недалеко от Халкидона, впоследствии вблизи от её гробницы был построен храм, где позднее проходили заседания четвёртого Вселенского собора. В храме находилась чтимая икона великомученицы, описание которой в «Слове на страдание великомученицы Евфимии» принадлежит Астерию. Исследователям известно, что он, скончавшийся в глубокой старости до 431 г., составил это описание в юности, во второй половине IV в., т.е. во время, близкое к жизни Евфимии Всехвальной. Согласно Астерию, перед иконой, на которой были подробно изображены страдания святой, стояла рака с её мощами, однако там же говорится, что гробница святой находилась близ храма. Это описание было дважды прочитано на седьмом Вселенском соборе в защиту иконопочитания. Подробное описание храма и раки с мощами Евфимии Всехвальной оставил церковный историк Евагрий Схоластик, по свидетельству которого святая время от времени являлась во сне благочестивым людям города с призывом «собирать плоды» в её храме. Тогда открывалось небольшое отверстие в серебряной раке, и туда просовывался прут с привязанной губкой, которая касалась останков. Губка пропитывалась кровью в таком изобилии, что её собирали в пузырьки и раздавали всем присутствовавшим. Об этом же чуде сообщает историк Феофилакт Симокатта. По его сведениям, в 594 г. император Маврикий усомнился в чуде и пытался исследовать кровь, но, когда крови истекло необычайно много, и храм наполнился невероятным благоуханием, император раскаялся в своём неверии. Чудо на четвёртом Вселенском соборе (Халкидон, 8–31 октября 451 г.), созванном императором Маркианом по поводу монофизитской ереси константинопольского архимандрита Евтихия, – одно из самых известных посмертных чудес Евфимии Всехвальной. Заседания проходили в базилике Евфимии Всехвальной – кафедральном соборе митрополии Халкидона. Из-за большого стечения приверженцев противоборствующих сторон на заседаниях шли бесконечные прения, которые ни к чему не приводили, – противники всё больше убеждались в своей правоте. Тогда Константинопольский архиепископ Анатолий предложил написать оба учения (монофизитское и православное) на кусках пергамена и положить их в раку с мощами Евфимии Всехвальной, что и было сделано. В течение трёх дней рака с мощами оставалась запечатанной. На четвёртый день сняли печать и открыли раку. Свиток с положениями монофизитской ереси лежал в ногах святой, а православный свиток она держала в правой руке. Когда к мощам приблизился архиепископ Анатолий, Евфимия Всехвальная на глазах всех присутствующих сама протянула ему свиток с православным вероисповеданием. Так была утверждена истинность православного учения, монофизитское учение было объявлено ересью и предано анафеме, а священники-монофизиты лишены сана. Чуду Евфимии Всехвальной посвящён отдельный праздник – 11 июля, что является редкостью в византийской литургической практике. Когда мощи Евфимии Всехвальной были перенесены в Константинополь, исследователи точно не установили. По их мнению, это произошло перед захватом Халкидона персами в 627 г. В Константинополе мощи святой стали объектом всеобщего поклонения.

 



 
PR-CY.ru