ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ - Страница 8

Последование Евфимии Всехвальной, помещаемое в современных богослужебных книгах 16 сентября, содержит следующие элементы: отпустительный тропарь четвёртого гласа; кондак четвёртого гласа на подобен «Вознесыйся» с икосом; канон, надписанный именем Иоанна Монаха, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, с акростихом, ирмос; цикл из трёх стихир-подобнов, семь самогласнов; седален; светилен. В греческой Минее приводится стихира для пения по Пс. 50, если служба совершается в храме Евфимии Всехвальной (эту стихиру можно найти уже в ранних изданиях греческих Миней, например: Венеция, 1628 г.). Последование Евфимии Всехвальной 11 июля только частично совпадает с последованием 16 сентября: употребляются те же тропарь, седален, семь самогласнов. Остальные песнопения отличаются: славянские книги приводят второй отпустительный тропарь Евфимии Всехвальной четвёртого гласа. Этот тропарь Евфимии Всехвальной указывается в памятниках студийской традиции; замена или дополнение общего тропаря Евфимии Всехвальной особым произошли на русской почве и отражены во многих рукописях и изданиях: например, Российской государственной библиотеки, Московской духовной академии, дониконовских изданиях Устава, исправленном Типиконе 1695 г. и последующих годов; кондак второго плагального (т.е. шестого) гласа на подобен «Еже о нас», в греческих рукописях встречается с несколькими икосами, составляющими акростих Всехвальной; канон плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа (только в славянской печатной Минее; греческий оригинал канона известен по рукописям; в современной греческой Минее помещён тот же канон, что и 16 сентября) с именем Иосиф в девятой песни, ирмос; цикл стихир-подобнов (в греческой Минее одна из стихир отличается), два самогласна; светилен. В современной греческой Минее, где 11 июля помещено полиелейное последование Евфимии Всехвальной, есть ряд песнопений, отсутствующих в славянской: особый отпустительный тропарь Евфимии Всехвальной третьего гласа «Изрядно ты обрадовала православных»; дополнительный цикл из трёх стихир-подобнов; четыре дополнительных седальна, один из них является отпустительным тропарём Евфимии Всехвальной в богослужебных книгах студийской традиции и в славянских редакциях Иерусалимского устава; анонимный канон четвёртого гласа, без акростиха, ирмос «Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и воспою песнь страстоносице Христовой». По рукописям известны другие песнопения в честь Евфимии Всехвальной, не вошедшие в современные издания богослужебных книг: на 16 сентября – канон, составленный гимнографом Германом, третьего гласа, ирмос, начало: «В богодухновенных песнях»; на 11 июля – канон авторства Андрея Критского четвёртого гласа, ирмос, начало: «Сегодня верные празднуем светло», со второй песнью, канон имеет в рукописях нескольких вариантов, причём могут заменяться целые песни, есть иное начало канона – ирмос, начало: «Поем Господу, на ристалище укрепившего»; канон, составленный гимнографом Георгием, второго гласа, с акростихом «Дев похвала добрая», ирмос, начало: «Всехвальных слов», со второй песнью; несколько седальнов. Образы Евфимии Всехвальной известны с ранневизантийского времени.

 



 
PR-CY.ru