ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ - Страница 5

Это также подтверждается несколькими документами Константинопольского патриархата. По мнению исследователей, к клиру этой церкви принадлежал учёный и писатель Евстафий (впоследствии митрополит Фессалоникийский). В конце XIV в. возник спор о том, в чьей юрисдикции находится церковь, поскольку Константинопольский патриарх Нил признал права на неё за митрополитом Матфеем Кизическим и Халкидонским. Однако Соборы, созванные Константинопольским патриархом Антонием IV в 1389 г. и Константинопольским патриархом Макарием в 1390 г., эти права не признали. В 1942 г. в районе ипподрома были проведены археологические раскопки, в ходе которых в 45 м от ипподрома были вскрыты руины церкви IV в. с фресками, изображающими мученичество Евфимии Всехвальной и св. воинов (Виктора и Сосфена?). Исследователям известны и другие церкви, посвящённые Евфимии Всехвальной в Константинополе. В церкви в Дафни (часть Большого императорского дворца) Антиохийский патриарх Севир произнёс проповедь против Халкидонского собора, упомянутую в деяниях Собора 536 г. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (конец X в.), в церкви близ ворот Неорион память мученицы отмечалась 16 мая, однако, как полагают исследователи, церковь была посвящена не Евфимии Всехвальной, а св. Силам бесплотным. Церковь в квартале Петра могла быть построена в конце V – начале VI вв. императором Анастасием I Дикором и его женой Ариадной. Исследователи предполагают, что кроме храмов в Константинополе было два монастыря, посвящённые Евфимии Всехвальной. О дате основания монастыря в квартале Петрион точных сведений у исследователей нет. Сохранилось явно недостоверное свидетельство о постройке церкви, посвящённой Евфимии Всехвальной в 230–240 гг., т.е. до рождения святой. Исследователи считают наиболее вероятным предположение, что монастырь был основан императором Василием I Македонянином (вторая половина IX в.), обитель перестала упоминаться в документах и других источниках с середины XI в. Исследователям известен также монастырь Евфимии Всехвальной в квартале Оливрион. Однако бесспорных свидетельств того, что обитель была посвящена именно ей, у исследователей нет, т.к. обитель могла быть названа в честь Евфимии, супруги императора Юстина I (518–527 гг.). Особенно много церквей было посвящено Евфимии Всехвальной в Италии. Наиболее известны церкви в Риме, Милане, Брешии, Вероне, Болонье. Она прославляется в творчестве западных церковных писателей: Пруденция (ум. после 405 г.), Ноланского епископа Павлина Милостивого (ум. в 431 г.), Венанция Фортуната (ум. до 610 г.). Павийский епископ Эннодий (ум. в 521 г.) посвятил Евфимии Всехвальной пространное стихотворение с подробным описанием мучений, соответствующих мучениям, о которых говорится в Мученичестве. Этот факт свидетельствует о том, что Мученичество было составлено и переведено на латинский язык не позднее первой четверти VI в. Существует предание о мощах Евфимии Всехвальной в городе Ровинь (полуостров Истрия, Хорватия). Согласно Анонимному сказанию, рыбаки нашли вынесенный на берег саркофаг с нетленными мощами святой, которая с тех пор является покровительницей города Ровинь, где ей посвящён главный собор.

 



 
PR-CY.ru