ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ - Страница 4

Когда святыня прибыла в Константинополь, в её честь был устроен праздник. В настоящее время мощи Евфимии Всехвальной хранятся в патриаршем кафедральном соборе Георгия Победоносца (1720 г.) Константинопольского патриархата (Стамбул). Сохранились тексты Тионского епископа Константина (VIII в.) «Чудо, обретение и перенесение мощей» Макария Макриса (ум. в 1431 г.) или Мануила Палеолога, Похвала Феодора Веста, Анонимная похвала, Анонимное чудо и «Сказание о Маврикии, императоре» Никифора Каллиста Ксанфопула. Почти все эти тексты переведены на латинский, армянский и сирийский языки. Основным вопросом для исследователей текстов, посвящённых Евфимии Всехвальной, является соотношение двух древнейших источников: «Слова на страдание великомученицы Евфимии» Амасийского митрополита Астерия и Мученичества (рукопись). Описание мучений святой, изображённых на иконе, которое сделано Астерием, несколько отличается от описания пыток в Мученичестве. Так, у Астерия отсутствует упоминание о колесе, в то же время есть сцены, которые исследователям трудно отождествить на первый взгляд со сведениями Мученичества: на иконе изображается палач, выбивающий мученице зубы. На этом основании С. Тиймон предположил, что митрополит Астерий имеет в виду другую мученицу по имени Евфимия, возможно, Евфимию Александрийскую (405–412 гг.). Первые болландисты разделяли его мнение. Однако, по мнению исследователей, незначительные расхождения в деталях вряд ли могут служить достаточным подтверждением такого предположения. Во-первых, митрополит Астерий мог опустить в описании некоторые сцены, изображённые на иконе, во-вторых, в Мученичестве упоминается, что святую били по лицу, и, вероятно, эта сцена более детально могла быть представлена на иконе. Для исследователей остаётся нерешённым и вопрос о том, какой из двух источников появился раньше: «Слово на страдание великомученицы Евфимии» Амасийского митрополита Астерия или анонимное Мученичество. Самый известный из посвящённых великомученице храм «на ипподроме» (также назывался орос – вероучительное определение Собора, что, очевидно, связано с чудом Евфимией Всехвальной на четвёртом Вселенском соборе). Относительно даты основания церкви в источниках нет единства, большинство исследователей приписывают постройку и украшение церкви императору Константину I Великому. Сюда были перенесены из Халкидона мощи Евфимии Всехвальной, по мнению исследователей, при императоре Маврикии, императоре Фоке или императоре Ираклии. Согласно латинскому описанию Константинополя XII в. («Аноним Меркати»), в этой церкви находились мощи Евфимии Всехвальной, а также мощи других святых, пострадавших вместе с ней. Новгородский архиепископ Антоний, побывавший в Константинополе в 1200 г., сообщает, что могила Евфимии Всехвальной представляла собой кенотаф, т.е. не содержала мощей, которые якобы находились в лавре Космы и Дамиана в квартале Космидион. Тем не менее, сообщения других авторитетных источников (историков Георгия Кедрина и Иоанна Зонары) ставят эту информацию под сомнение. Стефан Новгородский и другие русские паломники XIV–XV вв. дают разноречивые сведения, на основании которых всё-таки исследователи делают вывод о том, что церковь «на ипподроме» оставалась действующей до самого падения Константинополя в 1453 г.

 



 
PR-CY.ru