ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - Страница 3

В послеапостольскую эпоху было установлено, что в избрании епископов участвуют епископы ближайших общин, а также клир и народ как свидетели добропорядочности ставленника. Первый Вселенский собор постановил: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере, три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». С особой категоричностью утверждается, что избрание епископа не может состояться без согласия митрополита. В древности перемещение епископов с кафедры на кафедру в принципе не допускалось. Епископ – жених церкви, в которую поставлен. Согласно Апостольскому правилу 14, «не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению». Исключения допускались, но в древности они были редкими. Помощниками правящих епископов в IV в. были хорепископы, которые ставились в малых городах и ещё чаще в сёлах. В правиле 10 Антиохийского собора права хорепископов определены следующим образом: «Святый Собор за благо разсуждал, чтобы состоящие в малых градах или селах предстоятели, или так называемые хорепископы, знали свою меру... чтобы они управляли токмо подчинёнными им церквами, и ограничивали ими своё попечение и распоряжения, чтобы поставляли чтецов, иподиаконов и заклинателей... а поставляти пресвитера или диакона не дерзали без воли сущаго во граде епископа, которому подчинён хорепископ и его округ». В IV в. институт хорепископства стал исчезать из жизни церкви. В  правиле 57 Лаодикийского собора запрещалось ставить новых хорепископов: «Не подобает в малых градах и сёлах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде, ничего не творити без воли епископа града». Но и после того как прекратилась практика поставления хорепископов, в некоторых епархиях в помощь правящему архиерею посвящались епископы-помощники с титулами ранее существовавших и упразднённых епархий – титулярные епископы, которые впоследствии послужили прообразом викарных епископов. В древности хорепископы в отличие от викарных епископов Нового времени управляли своей малой областью, составляющей часть епархии. Помощниками епископа в управлении епархией были также пресвитеры, особенно те, которые служили в кафедральном храме. В III в. при кафедрах почти везде существовали пресвитериумы, своего рода пресвитерские советы. В IV–V вв. обязанности отдельных членов пресвитериума получают закрепление в канонах. Как институт наиболее полное развитие пресвитериум получил в Константинопольской церкви, по примеру которой устраивались пресвитериумы и в других церквах Византии.

 



 
PR-CY.ru