ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - Страница 5

Для ведения судебных и административных дел епископ привлекал и светских чиновников. Исполнительным учреждением епархиального управления, подчинённым правящему епископу, являлся архиерейский дом. В патриаршую эпоху по образу патриарших приказов в составе архиерейского дома открывались помогавшие правящему архиерею в осуществлении судебной власти приказы духовных дел, ведавшие подбором ставленников и их испытаниями, а также подбором кандидатов на начальственные должности в епархии и казённые приказы, распоряжавшиеся епархиальным имуществом. Персонал приказов состоял из духовных и светских лиц. Местный надзор над духовенством по отдельным округам, на которые делилась епархия, осуществляли наместники, десятильники и поповские старосты. В «Духовном регламенте», составленном архиепископом Феофаном (Прокоповичем), права и обязанности епископов, иных органов епархиального управления, как и все вообще стороны церковной жизни, подвергаются детальной регламентации. Согласно «Духовному регламенту», при поставлении архиерея кандидаты на епископство намечались Святейшим Синодом, и список избранных подлежал утверждению государем, который в большинстве случаев утверждал того, кто занимал в нём первое место. Такой порядок замещения епископских кафедр сохранялся до конца синодальной эпохи. Члены Синода при этом представляли Собор епископов, предусматриваемый древними канонами при избрании епископа, а монарх выражал совокупный голос мирян. На епархиального архиерея как на главного учителя веры в синодальную эпоху возлагался надзор над всеми духовными школами епархии: академиями (там, где они были), семинариями и духовными училищами, а также контроль за преподаванием Закона Божия в светских школах. Ему же были подчинены и церковно-приходские школы. Как предстоятель местной церкви епархиальный архиерей имел все права, принадлежащие ему согласно канонам. О власти архиерея как главного правителя церковных дел своей епархии в «Духовном регламенте» сказано: «Ведомо же всем буди, что всяк коего-либо чина человек подлежит в духовных делах суду того епископа, в епархии которого пребывает, доколе в ней пребывает». Но важнейшие церковные дела епархии (открытие новых приходов и упразднение старых, учреждение и закрытие монастырей, духовных школ) епископы не решали собственной властью, а представляли свои ходатайства по ним в Святейший Синод. В Синоде рассматривались окончательно и почти все бракоразводные дела. Без предварительного разрешения Синода епархиальный архиерей не мог никого публично отлучить от церкви. В синодальную эпоху получает широкое распространение институт викариев, помощников епархиального архиерея в епископском сане. Уже в 1708 г. при Новгородском архиепископе была учреждена должность викария с титулом епископа Карельского и Ладожского. При Екатерине II Синод дозволил всем своим членам иметь викариев. Викариатства стали открываться и в других епархиях, где в этом была необходимость: при старейших архиереях-митрополитах и в особо крупных епархиях. Однако до середины XIX в. викариатские кафедры были открыты в немногих епархиях. Лишь во второй половине XIX в. викариатства были учреждены почти во всех епархиях.

 



 
PR-CY.ru