Словарь по христианству Е ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ в широком смысле – совокупность органов управления епархии. В узком смысле – исполнительно-распорядительный орган епархии, находящийся под непосредственным руководством епархиального архиерея. Высшая власть в епархии в соответствии с экклезиологическим учением православной церкви, канонами и иными основополагающими церковно-правовыми актами принадлежит правящему архиерею. Его помощниками могут быть другие епископы, в настоящее время обычно именуемые викариями. В управлении епархией в качестве вспомогательных, консультативных и исполнительных органов участвуют и иные учреждения, в том числе коллегиальные, например, духовные консистории, епархиальные собрания и епархиальные советы, однако полнота законодательной, административной и судебной власти принадлежит правящему епископу. Епископ ограничен лишь соборными органами высшей власти поместной церкви, возглавляемыми её предстоятелем. Права и обязанности правящего епископа определяются тем, что он является верховным учителем веры в своей епархии и главным правителем её дел. На епископа, как учителя веры, возложено проповедование Евангелия и распространение христианского учения в епархии. Власть епископа имеет основания в Священном Писании («Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» – 2 Тим. 4:2) и канонах церкви («Епископ, или пресвитер, не радящий о причте и о людех, и не учащий их благочестию, да будет отлучён. Аще же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен»  – Апостольское правило 58). Епископ может совершать в епархии все священнодействия, причём исключительно ему принадлежит право рукоположения иереев, диаконов и низших клириков (1 Тим. 5:22; Тит. 1:5) и освящения антиминсов. Византийский канонист патриарх Феодор IV Вальсамон в толковании на правило 26 Лаодикийского собора отмечал: «Для того вероятно придуманы и антиминсы и уготовляются от местных архиереев в то время, когда они совершают освящение церкви, чтобы полагать оные на святые трапезы молитвенных храмин и дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и святыя трапезы, то есть совершение освящения, и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие». В правиле 31 Трулльского собора сказано: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие или крещающие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа». Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии: «Аще которой пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения и совершеннаго осуждения его, дерзнёт отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чин пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера».

 



 
PR-CY.ru