ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - Страница 6

Викарии титуловались по одному из уездных городов епархии. Они имели право ставить церковнослужителей в своих уездах, а по поручению епархиального архиерея – и священнослужителей. Кроме того, их ведению могли вверяться по усмотрению правящего архиерея отдельные отрасли церковного управления: надзор над церковноприходскими школами, женскими монастырями, свечными заводами. Согласно указу от 13 апреля 1793 г., викарии не имели ни своих кафедральных соборов, ни консисторий. Предсоборное присутствие РПЦ 1906 г. признало желательным, чтобы викарии были кандидатами на замещение епархиальных кафедр и чтобы их права были расширены Синодом. В начале синодальной эпохи учреждения, помогавшие епархиальному архиерею, именовались по-разному: духовными приказами, консисториями, дикастериями, духовными правлениями. Указом от 9 июля 1744 г. все коллегиальные учреждения по управлению епархиями получили одинаковое наименование – духовные консистории. Согласно Уставу духовных консисторий, изданному 27 марта 1841 г. и пересмотренному в 1883 г., духовная консистория – это присутственное место, через которое архиерей управляет епархией и вершит в ней духовный суд. Помимо духовной консистории в епархии под началом правящего архиерея состояли также архиерейские дома, в этот период исключительно в качестве хозяйственных учреждений, и епархиальные попечительства о бедных духовного звания. В управлении отдельными частями епархии епархиальному архиерею помогали благочинные. В 1865 г. архиепископ Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) впервые созвал собрание благочинных епархии. Его примеру последовали правящие архиереи других епархий. В повестку дня таких собраний ставились помимо церковно-административных вопросов также учебные дела, в частности, выбор делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды, изыскание средств для духовных школ. В 1880 гг., при обер-прокуроре Константине Петровиче Победоносцеве, такие собрания были либо прекращены, либо ограничивались впредь обсуждением административных дел. Ввиду огромных размеров российских епархий в сравнении с епархиями древней церкви или византийской эпохи и большого числа приходов в них, нередко превышавшего тысячу, правящий архиерей был затруднён в возможности личного рассмотрения решавшихся дел и потому был вынужден, несмотря на соответствующую каноническим правилам полноту своих полномочий, полагаться на проекты решений, которые подготавливались духовной консисторией. Поместный Собор 1917–1918 гг. обсуждал важнейшие церковные дела, в том числе касающиеся управления епархией. Доклад на эту тему от имени отдела епархиального управления сделал профессор А. И. Покровский. Проект организации епархиального управления, предложенный данным отделом, явился, по словам докладчика, «посильной попыткой возвратить Церковь к идеалу епископально-общинного управления, к тому порядку, который для Церкви является идеалом на все времена». Серьёзные споры разгорелись вокруг положения проекта о том, что епископ управляет епархией при соборном содействии клира и мирян.

 



 
PR-CY.ru