Словарь по христианству Е ЕФРЕМ, Потёмкин

ЕФРЕМ, Потёмкин

ЕФРЕМ, Потёмкин (ум. после 1670 г.) – деятель раннего старообрядчества, писатель. Основным источником сведений о нём служат материалы, связанные с подготовкой и проведением Большого Московского Собора 1666–1667 гг., который осудил старообрядцев. Отдельные высказывания о Ефреме в предшествующей исследовательской литературе (Пётр Семёнович Смирнов, Сергей Александрович Зеньковский, Вера Степановна Румянцева, Николай Юрьевич Бубнов) и словарная статья о нём (Анатолий Тимофеевич Шашков) основаны только на опубликованной части соборных материалов. Однако за рамками публикации Николая Ивановича Субботина остался ряд документов, содержащих ценные биографические сведения о Ефреме, которые частично были использованы Пьером Паскалем. Ефрем происходил из старинного смоленского дворянского рода, многие представители которого выбрали путь православного монашества. Родственником Ефрема был дядя Фёдора Михайловича Ртищева «богомудрый старец» Спиридон (Потёмкин). Несколько женщин из рода Потёмкиных приняли монашество в Кутеинском Успенском монастыре, в том числе мать Ефрема (в иночестве Марина) и, как полагают исследователи, его сестра. 10 августа 1654 г. монахини явились под Смоленск с просьбой отпустить их в Москву, где они стали насельницами близкого к придворным кругам Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божьей Матери монастыря. Как следует из показаний Ефрема, данных 30 апреля 1666 г. на заседании Собора в Патриаршей крестовой палате, он принял постриг около 1656 г. («в котором году пострижен, не помнит, толко-де тому есть лет з десять») в Бизюковом в честь Воздвижения Креста Господня монастыре близ Дорогобужа. По мнению исследователей, он жил в монастыре в трудниках и был пострижен во время тяжёлой болезни («пострижен в келье в болезни», «постригал-де ево того Бизюкова монастыря наместник чёрной поп Евстафей, а приемника никово не было»). Не позже 1660 г. Ефрем по царскому указу был переведён строителем в Болдинский во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии мужской монастырь в 15 верстах от Дорогобужа. Согласно «Спискам иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» Павла Михайловича Строева, Ефрем числился здесь строителем в 1660 г., но уже 26 апреля 1661 г. на эту должность был определён Феодосий. Ефрем признавался, что «из Болдина монастыря исшёл без указу великого государя, убояся ратных людей, к Москве». В Москве Ефрем пробыл не более двух лет (1661–1662 гг.), находясь в тесном общении с противниками осуществлявшейся богослужебной реформы. В столице в это время находились такие активные защитники «старой веры», как диакон Благовещенского собора Фёдор Иванов, Вятский епископ Александр, Феодосия Прокофьевна Морозова и люди из её окружения. Придя из смоленских земель, которые были пограничьем между православием и униатско-католическим миром и ареной конфессионального противостояния, Ефрем остро воспринял богослужебную реформу. Прекрасно знавший антиуниатские и антикатолические сочинения юго-западнорусских богословов, монах не просто присоединился к московскому кружку противников реформы, но и стал рьяным защитником «старой веры» и обличителем «новин».

 



 
PR-CY.ru