ЕФРЕМ, Потёмкин - Страница 2

Его писания входили в круг авторитетных старообрядческих текстов, хранившихся у Феоктиста, игумена московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря, который получил их «у старца Зосимы золотописца, что жил на Патриаршем дворе и в Новинском монастыре» («тетради» Ефрема среди других материалов были конфискованы при обыске у Феоктиста на Вятке в январе 1666 г.). Написанные Ефремом в эти годы сочинения пользовались авторитетом у единомышленников, игумен Феоктист рассказал о полученных от старца Зосимы золотописца рукописях – «тетрадях Ефрема Потёмкина», списке «Проскинитария» Арсения (Суханова) и «тетрадях... на книгу Евангелие Кирилла Транквиллиона», что «собрал-де он те письма для несогласия новыя печати книг с прежними московскими пяти патриархов книгами, совет приемля от Александра епископа и от старца Григория (Неронова)». В списках «тетради» Ефрема могли распространяться среди единомышленников. Сочинения Ефрема, за исключением поданного Собору в 1666 г. «покаянного письма» (в изложении вошло в седьмое деяние Собора 1666 г.), неизвестны. Н.И. Субботин отмечал, что «сочинения Ефрема Потёмкина в “Росписи” (перечне книг и писем, взятых при обыске у игумена Феоктиста) не значатся», однако по мнению исследователей, учитывая, что 15 февраля 1666 г. Феоктист давал объяснения именно по найденным у него бумагам, что сочинения (или сочинение) Ефрема там были, но либо отсутствовало имя автора, либо его не указали в описи. Анализ “Росписи” с учётом уже известных старообрядческих произведений и круга тем, интересовавших Ефрема, позволяет исследователям выдвинуть предположение о принадлежности Ефрему «четырёх тетратей о истинном Дусе; в начале написано: “Покажите нам, христолюбивии, на сем утвердившееся”». Некоторые документы из архива игумена Феоктиста попали в Патриарший разряд, а оттуда в Патриаршую (позднее Синодальную) библиотеку (ныне в Отделе рукописей Исторического музея), но судьба принадлежавших ему рукописей («тетрадей») исследователям неясна. Не были известны труды Ефрема и исследователям начала XX в., в частности Василию Григорьевичу Дружинину, в 1915 г. выдвинувшему идею подготовки издания «Памятники истории старообрядчества XVII в.». Поскольку «тетради» Ефрема не сохранились, источниками для характеристики его взглядов для исследователей являются «покаянное письмо» и относящиеся к Ефрему соборные решения. Ефрем не соглашался с исправленным в ходе богослужебной реформы текстом Символа веры, в частности, с исключением определения «истинный» по отношению к Святому Духу; по этому чрезвычайно волновавшему его вопросу им было написано сочинение («писанием о нём хулы писах и ко вопрошающим мене глаголах о православном Символе многия хулы»). Подобно другим учителям старообрядчества, Ефрем обличал троеперстие и именословное благословение. В Москве сложились эсхатологические воззрения Ефрема, и он пришёл к выводу о «чувственном» приходе антихриста в лице бывшего патриарха Никона, который «вся грады, и места, и в них церкви осквернил». Православных священников Ефрем называл «слугами антихристовыми», а просфоры с изображением четырёхконечного креста считал «антихристовою печатию», предсказывал семилетний голод.

 



 
PR-CY.ru