Словарь по христианству Е ЕКТЕНИЯ

ЕКТЕНИЯ

ЕКТЕНИЯ – один из видов молитвословий во время церковного богослужения. Состоит из ряда прошений (призывов к молитве различного содержания), возглашаемых дьяконом или иным священнослужителем, и ответных аккламаций народа на каждое прошение; наиболее часто используемая в ектении и известная аккламация – «Господи, воззвах». В конце ектении предстоятель (епископ или священник) произносит возглас (как правило, но не обязательно заключающий читаемую во время ектении молитву). Для обозначения ектении в греческой литургической терминологии используются слова «сборные (прошения)», или «прошения», – как правило, для обозначения ектении, в которой аккламацией народа служат слова «Подай, Господи» и некоторые другие. Термин «сугубое, протяженное (моление»), от которого и образовано русское слово «ектения», в греческой традиции обозначает не любую ектению, а лишь сугубую, после прошений которой «Господи, помилуй» поётся многократно. Наиболее общий термин для обозначения всех видов ектении в греческой традиции – «диаконские (возглашения»); в древнерусской традиции был известен эквивалент этого термина – «диаконства», который в современной русской практике не употребляется. Существуют и другие греческие термины для обозначения ектении (например, мирной ектении, молитвы Трисвятого и т.д.). Древнейшие тексты ектении зафиксированы в описаниях Божественной литургии, вечерни и утрени, содержащихся в VIII книге «Апостольских постановлений» (около 380 г.), а также в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) и (фрагментарно) в творениях Иоанна Златоуста. Михаил Николаевич Скабалланович выдвинул предположение о происхождении мирной ектении из поминовений в составе анафоры евхаристической литургии, т.е. из intercessio. Однако исследователи считают более вероятным, что ектения и intercessio развивались параллельно, и ядро ектении существовало в чине литургии уже во II в. – с ним можно отождествить моления, произносимые всеми верными вместе (противопоставляемые молитве одного предстоятеля от лица всех, т.е. анафоре) в начале литургии верных (Хуан Матеос указывал также на вербальное сходство некоторых выражений Иустина Философа и прошений известных по позднейшим источникам ектении). К ектении, открывавшей литургию верных (как предполагают исследователи – уже со II в., но достоверно – с IV в.), восходят современная мирная и просительная ектении православного богослужения. Эта ектения в IV в. (по предположениям исследователей, и раньше) читалась коленопреклонно (именно к этой практике относятся канонические правила, запрещающие коленопреклонное моление в воскресные дни и в период Пятидесятницы), но со временем коленопреклонение во время ектении было оставлено (как полагают исследователи, по причине распадения ектении в начале литургии верных на части и увеличения общего числа ектений); следом древней практики коленопреклонного чтения ектении в позднейшей традиции являются три особые ектении во время вечерни в день Пятидесятницы и коленопреклонные ектении и молитва в чине освящения храма.

 



 
PR-CY.ru