Словарь по христианству Е ЕКТЕНИЯ - Страница 5

ЕКТЕНИЯ - Страница 5

С середины XVII в. строки ектении литургии унифицируются по графике и в таком виде закрепляются в старообрядческих рукописях ветковской, а затем и гуслицкой традиций XVIII–XX вв. Дореформенная нотация ектении литургии больше соответствует практике многогласия (связующие знаки между строками и т.д.). Почти совсем не встречается самостоятельный конечный знак «крыж», вместо него на концах строк часто присутствуют связующие знаки: «переводка», «голубчик», «два в челну». С переходом на единогласие за несколько десятилетий со второй половины XVII в. до начала XVIII в. произошли естественные изменения не только в нотации (появились «крыжи», исчезли связующие знаки), но и в протяжённости напева. Так, значительно сократились строки «Тебе, Господи» в малых ектениях, наполовину сокращена строка «Тебе, Господи» в просительных ектениях литургии верных, уже не образующих точной повторности с ектенией об оглашенных. Также в старообрядческой практике с XVIII в. до настоящего времени «Аминь» ектении об оглашенных не соответствует «Аминь» первой просительной ектении, но совпадает с «Аминь» сугубой ектении и первой ектении верных. В старообрядческих печатных Обиходах, как в беспоповском (М., 1911 г.), так и в поповском (Киев, 1909 г.), нотированные строки ектении в составе всенощного бдения отсутствуют. Мелизматический вариант «Господи, помилуй» с указанием «демеством» присутствует в ектении об оглашенных в «Обеднице знаменнаго и демественнаго роспева» (поповского согласия). Иной мелодический вариант в силлабическом стиле помещён для сугубой ектении на литургии Преждеосвящённых Даров (после прокимна «Да ся исправит», до него иногда помещались обычные мелодические строки ектении). В разделе песнопений демественной литургии также распеты строки ектении. В синодальных Обиходах (1772, 1833, 1860, 1892 гг.) опубликованы мелодические строки великой, сугубой и просительной ектении знаменного, сокращённого знаменного, киевского распевов. В «Обиходе церковных песнопений древняго роспева Соловецкого монастыря» для вечерни, утрени, литургии и литургии Преждеосвящённых Даров нотированы великая, сугубая и просительная ектении, типологически идентичные ектении знаменного распева. В Супрасльском Ирмологионе зафиксированы ектении ранней киевской певческой традиции. В русской многоголосной традиции известны гармонизации традиционных распевов, в том числе авторские, а также самостоятельные сочинения, авторские или местные (анонимные).

 



 
PR-CY.ru