ЕКТЕНИЯ - Страница 3

На литургии сугубая ектения читается после Евангелия и всегда начинается с прошения (таким же образом сугубая ектения читается не только на полной литургии, но и на литургии Преждеосвящённых Даров, даже если на ней нет Евангелия – в этом случае сугубая ектения читается после паремий, «Да исправится молитва моя» и поклонов). Кроме четырёх основных видов ектении существуют и иные, например, благодарственная ектения на литургии после причащения; сокращённая сугубая ектения (читается на утрене в конце двупсалмия, на малой вечерне, на так называемой полунощнице в ночь первого дня Пасхи; устав называет эту ектению «малая ектения», т.е. «малая сугубая»); ектения, читаемая священником в конце повечерия и полунощницы; мирные ектении при водосвящениях; сокращённая мирная ектения, читаемая тайно в алтаре при хиротониях; заупокойные мирная, малая и сугубая ектении при различных поминовениях усопших и т.д. В церковной практике хорошо известны различные дополнительные прошения о тех или иных нуждах (эти прошения выписаны в Требнике и Служебнике, а также составляются заново при необходимости), включаемые в мирную и особенно сугубую ектении. Во время произнесения ектении дьякон стоит на амвоне, воздевая правой рукой орарь (если ектения читается священником, она произносится без воздеяния рук). Ектении в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу произносятся дьяконом со свечой в руках. Заупокойные ектении, а также ектении при водоосвящениях принято произносить, сопровождая провозглашение прошений каждением. В современной русской практике обычно на каждое прошение ектении совершаются крестное знамение и поясной поклон, но в древнерусской традиции этот обычай не был известен. В современной греческой практике дьякон и народ совершают крестное знамение и поясной поклон лишь в самом конце ектении, но не во время их прошений; в практике старообрядцев крестное знамение также совершается лишь на заключительный возглас ектении (однако после начального прошения сугубой ектении у старообрядцев принято делать три земных поклона; исследователи также отмечают, что в византийской традиции чтение сугубой ектении сопровождалось воздеянием рук всего народа). Аккламации на ектении («Господи, помилуй» и проч.), которые в древней церкви произносились всем народом, в современной традиции поёт хор (при этом в греческой практике многие ектении могут исполняться не хором, а с интонированием аккламаций на ектении одним певцом или чтецом). В XVII в. редакторы принятого ныне в РПЦ Типикона предприняли попытку возродить древний обычай возглашения аккламаций на ектении всем народом, включив в состав Типикона полемическую статью, но эта попытка осталась без внимания. Исследователи отмечают, что в древнерусских певческих Обиходах ответы на прошения в ектении появляются с середины XVI в.

 



 
PR-CY.ru