ЕКТЕНИЯ - Страница 6

В соловецком Обиходе великая ектения, помещённая в разделе для всенощного бдения, представляет собой двухголосное тонально-гармоническое последование. Для великой ектении созданы гармонизации так называемого обычного напева (как полагают исследователи, восходящего к знаменному распеву), более развитого мелодически киевского, сокращённого киевского, а также оригинальные композиции Николая Ниловича Толстякова, Степана Васильевича Смоленского, иеромонаха Нафанаила (Бачкало), Николая Николаевича Кедрова (отца), Николая Николаевича Кедрова (сына), Максима Евграфовича Ковалевского и напевы, получившие название, возможно, по месту происхождения: ектения «виленская», «полтавская», «оренбургская» и др. Среди напевов сугубой ектении исследователи отмечают авторские гармонизации Александра Андреевича Архангельского, Н.Н. Кедрова (отца), Павла Григорьевича Чеснокова, Александра Тихоновича Гречанинова и многочисленные местные напевы, такие как ектения «буковинская», «одесская», «георгиевская», «софрониевская», «могилёвская», «пюхтицкая», «московская», напева Троице-Сергиевой лавры и др. Просительная ектения имеет несколько гармонизаций традиционных распевов: «обычного», знаменного, киевского, Киево-Печерской лавры, а также существуют особые варианты, например, ектения «уральская», Оптиной пустыни, «грузинская», «виленская» и др. В современной практике распространена ектения в виде двухступенного мелодического последования. В греческой богослужебной практике строки ектении чаще произносятся одним или несколькими псалтами. В певческих рукописях нотированных строк ектении исследователи не обнаружили: как они полагают, строки ектении читались. Это предположение подтверждается сведениями иеромонаха Арсения (Суханова) о богослужебной практике XVII в.: «Зде отнюдь ни в коем месте не слыхали есмы, чтоб пели «Господи, помилуй» и на прочих ектениях, но везде говором говорят лики и вси предстоящии». В настоящее время обычно пропеваются и нотируются в певческих книгах ектении на вечерне на литии и на литургии великая ектения, сугубая ектения после чтения Евангелия, иногда просительная ектения после великого входа. Сугубая ектения распета многими мелургами на разные гласы: хартофилаксом Хурмузием, протопсалтом Григорием, Феодором Папапарасху Фокейским, протопсалтом Николаем (Смирнским?). В литургии монаха Нектария среди распетых строк великой ектении на четвёртый плагальный глас нотирован также возглас священника «Паки и паки миром Господу помолимся». В болгарской «Псалтикийной литургии» нотированные ектении имеют оригинальный напев (отличающийся от греческой традиции, согласно которой распеты все другие песнопения).



 
PR-CY.ru