ЕКТЕНИЯ - Страница 4

Нередко в записи зафиксирован только текст, без нотации. В списках Иерусалимского устава чаще можно встретить указания «глаголати» ектении, однако в Уставе Исторического музея есть следующая ремарка в конце всенощного бдения: «...и поём на болшей стране велегласно Господи помилуй трижды». О певческом исполнении строк ектении уже в XV в. свидетельствует также указание Новгородской IV летописи: «В лето 6984... некоторыи философове начаша пети “Господи, помилуй”, а друзеи – “Осподи, помилуй”». В старообрядческом поморском уставе («Устав обители святаго Богоявления на Выгу реце») для ектении часто применяется глагол «пети». Исследователи полагают, что в богослужебной практике ответы ектении исполнялись и так называемым читком, и каким-либо простым напевом. В певческих сборниках XVII в. (Библиотека Московской духовной академии) в составе всенощного бдения нотированы обычно ектении великая, сугубая (иногда с указанием «болшая»), просительная. Строки «Господи, помилуй» всех видов ектении по мелодическому содержанию почти идентичны (двухступенные последования в силлабическом стиле), но различаются по ритмическому оформлению. Нотированная строка «Тебе, Господи» отличается более развитой мелодикой и имеет несколько вариантов различной протяжённости в зависимости от вида ектении. В подобном мелизматическом стиле распеты строки «Господи, помилуй» и «Аминь» на сугубой ектении. Ектении литургии фиксировались с появлением полного нотированного чинопоследования литургии, т.е. с середины XVI в. На основе исследования более 200 рукописных источников, из которых более 140 относятся к XVI–XVII вв., были сделаны выводы о наличии стабильных циклов строк ектении. Первый цикл – великая ектения и две малые ектении до малого входа, запричастная ектения «Прости приимше...»: мелизматические строки «Тебе, Господи» и «Аминь»; второй цикл – сугубая ектения и первая верных: строки «Аминь»; третий цикл – ектения об оглашенных и просительные ектении литургии верных: мелизматические строки «Тебе, Господи» и «Аминь». Первоначально в певческих Обиходах последование литургии фиксировалось в краткой редакции, в которой могли не выписываться повторы строк ектении. До последней трети XVI в. в рукописях преобладает нотация, изобилующая тайнозамкненными начертаниями с нестабильной графикой. С последней трети XVI в. песнопения Обихода, в том числе ектении литургии, начинают фиксироваться дробным знаменем. Постепенно состав песнопений литургии расширяется до появления полной редакции в первой половине XVII в., которая к середине века становится наиболее распространённой. Данные циклы ектении могли иметь варианты в нотации: во-первых, по-прежнему в разных списках могли не нотироваться некоторые из повторяющихся строк, а во-вторых, графика строк могла иметь вариантные отличия. Раздельноречные источники середины XVII в., в которых проставлены степенные пометы выговскими певчими, дают возможность прочитать циклы строк в рукописях с периода фиксации дробным знаменем и выявить наличие циклов вариантной повторности в чинопоследовании.

 



 
PR-CY.ru